Пригородную железнодорожную инфраструктуру хотят отдать регионам
04 февраля 2014, 14:32, ИА Амител
Столичные власти предлагают забрать сегмент пригородных железнодорожных перевозок из ведения РЖД. Это позволит замедлить рост тарифов на услуги перевозки, а также улучшить уровень обслуживания пассажиров. Как рассказал "Известиям" заместитель председателя Региональной энергетической комиссии (РЭК) Москвы Александр Синев, соответствующие предложения разработаны московским департаментом транспорта и комиссией, сейчас они рассматриваются в Минтрансе России и, как планируется, будут внесены в законопроект "Об организации регулярного пассажирского сообщения на железнодорожном транспорте". В то же время в РЖД говорят, что внесение поправок сильно замедлит принятие закона, а также потребует полного изменения всего железнодорожного законодательства. Об этом пишут Известия.
По словам Синева, столичный регион предлагает сохранить субсидирование за пользование железнодорожной инфраструктурой. Но если раньше средства из федерального бюджета направлялись в РЖД, то теперь их планируется направлять самим субъектам федерации или пригородным перевозчикам.
— В противном случае Москва станет аккумулировать огромные убытки за счет большого пассажиропотока, — говорит он. — Также предлагается передать всю пригородную инфраструктуру из собственности РЖД на баланс субъектов и пригородных перевозчиков, если они готовы взять на себя такие обязательства.
Синев добавил, что изменения предусмотрены и в отношении платы за пользование подвижным составом. Пока пригородные перевозчики большинство электричек арендуют у РЖД, причем компания сама устанавливает арендные ставки. По его словам, пригородные перевозчики еще не закупили весь нужный состав, необходимо сделать так, чтобы размер тарифов на аренду поездов формировался субъектами федерации.
— Арендные ставки на подвижной состав растут по 12% ежегодно последние два года, — добавил он. — Одно из предложений РЭК заключается в том, чтобы признать РЖД естественным монополистом, соответственно, рост тарифов ограничить уровнем инфляции.
Как рассказали в пресс-службе ОАО "РЖД", работа над законопроектом велась в течение почти пяти лет.
— За это время законопроект проходил неоднократные согласования не только с Минтрансом России, но и со всеми 73 регионами РФ, где осуществляется пригородное железнодорожное сообщение, а также со множеством федеральных ведомств. Разработка законопроекта крайне необходима для организации новой структуры отношений необходимых для дальнейшего развития и функционирования железнодорожного транспорта. Сегодня необходим принципиально новый подход к организации пассажирских перевозок. Поэтому каждый день отсрочки ведет к дальнейшему ухудшению положения ситуации с пригородными пассажирскими перевозками, — добавили в компании.
Что же касается изменения прав собственности (принадлежности инфраструктуры) — то этот вопрос повлечет не только поправки в данный законопроект, но и изменения всего законодательства в области железнодорожного транспорта, заключили в пресс-службе РЖД.
Как ранее писали "Известия", в 2013 году Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) закупила четыре новых поезда у Демиховского машиностроительного завода за 1,6 млрд рублей. Составы будут использоваться на маршрутах межобластных экспрессов Москва–Калуга и Москва–Рязань.
Начальник департамента по связям с общественностью ОАО "Центральная ППК" Илья Черняев добавил, что в этом году компания планирует закупить у Демиховского машиностроительного завода 26 новых составов. Планируется, что часть поездов будет запущена на межрегиональные маршруты, а часть станет выполнять пригородные перевозки. Шесть составов предназначены под пригородно-городские экспрессы-"спутники".
— Мы рассматриваем разные схемы финансирования, возможно, это будет лизинг, — сказал он.
Передача инфраструктуры в ведение субъектов и пригородных пассажирских компаний позволит ЦППК отвечать за весь цикл перевозки, а не только за продажу билетов и время нахождения пассажира внутри электрички.
— Сейчас, по сути, когда пассажир выходит из электрички на платформу, он выходит и из-под нашей зоны ответственности. Передача полномочий — это большая ответственность, но при этом и больше возможностей контролировать качество услуг, самим заниматься ремонтом платформ, переходов, навесов, установкой информационных табло и элементов навигации, — добавил Черняев.
По мнению заведующего кафедрой региональной экономики и экономической географии ВШЭ Алексея Скопина, сегодня РЖД невыгодно вкладывать средства в пригородные перевозки.
— Локальные компании-перевозчики должны быть созданы в каждом крупном городе: в отличие от РЖД они могут оптимизировать свои расходы в зависимости от трафика в разные дни и в разное время суток, — объяснил эксперт. — Так, в Московском регионе в будние дни с расстояния 50–60 км от города люди двигаются в центр как на личном транспорте, так и на электричках, при этом в выходные дни электрички пустеют, но более популярными становятся автобусы.
По мнению Скопина, в идеале разные виды транспортных потоков должны управляться одной компанией, тогда она не несет убытки в выходные дни, получая доход от другого вида транспорта.
— Для локальных компаний это выгодно, а значит, они могут вкладывать деньги в вагоны и инфраструктуру, оптимизировать тарифы. В то же время, на мой взгляд, в РЖД надо заниматься исключительно дальними перевозками между регионами, сосредоточиться на составах, путях, которые должны быть приспособлены именно для далеких расстояний, — рассказал эксперт.
Председатель Союза пассажиров Кирилл Янков сомневается, что подобные меры скажутся на снижении стоимости проезда для пассажиров, однако эксперт уверен, что нововведения помогут повысить комфорт в составах и на платформах.
— Всегда лучше, когда весь подвижной состав находится в одних руках, — отметил Янков. — Поэтому в идеале необходимо, чтобы компании, осуществляющие пригородные перевозки в субъектах федерации, могли бы сами закупать подвижной состав и, соответственно, отвечать за его состояние. Такая же ситуация с пригородными платформами.
По словам Янкова, сейчас перевозчик часто перекладывает ответственность на РЖД, "говоря о том, что такие плохие, некомфортные или старые вагоны им дали в аренду, а сами они ни при чем".
Комментарии 0