Россия возвращается в Афганистан?

02 апреля 2013, 10:53, ИА Амител

Интересная новость пришла из Министерства обороны страны. Сообщается, что представители главного военного ведомства России намерены обсудить с представителями Североатлантического альянса возможность создания в Афганистане российских (или совместных) баз, на которых будет обслуживаться и ремонтироваться военная техника. Такой идеей поделился начальник ГУ международного военного сотрудничества Минобороны России Сергей Кошелев, - об этом пишет "Военное обозрение".

Эта идея появилась в связи с тем, что в 2014 году объединённый контингент ISAF должен будет покинуть территорию Афганистана (по крайней мере, ещё совсем недавно именно об этом заявляли представители американских властей), и безопасность граждан Афганистана должна будет контролироваться афганской армией. По мнению представителей российского Министерства обороны, в распоряжении афганской армии останется большое количество американской военной техники плюс к той технике советского образца, которая досталась афганцам после вывода советских войск в 1989 году. Если не оказать содействие афганским вооружённым силам в плане технического облуживания этой техники, то она может за короткий срок превратиться в груду металлолома и не послужит целям защиты мирного населения, - считают российские военные чиновники.

Сообщается, что российские специалисты могли бы развернуть базы там же, где сегодня располагаются базы американцев сейчас (большинство этих баз в своё время было развёрнуто ещё советскими войсками в период войны 1979-1989 годов). Упор делается на то, что россияне неплохо знают Афганистан и готовы хоть сейчас приступить к помощи местной армии для поддержания доставшейся ей военной техники в боеспособном состоянии.

Такие новости дают определённую пищу для размышления. С одной стороны идея российского Министерства обороны кажется достаточно здравой и нацеленной на позитивный результат в будущем. Видимо, представители военного ведомства считают, что если американцы со своими ближайшими союзниками решатся на вывод войск из Афганистана в 2014 году, то появится некий вакуум, который было бы неплохо заполнить своим присутствием. Можно предположить, что в оборонном ведомстве долго решали, в каком статусе России необходимо возвращаться в Афганистан, чтобы, скажем так, застолбить территорию.

Очевидно, что ввод российских войск в эту страну вызвал бы настоящий шок внутри самой России, которая (в бытность существования СССР) уже хлебнула всех "прелестей" участия в афганской войне. Новое введение воинского контингента вызвало бы у россиян прогнозируемую реакцию явно негативного характера. В этой связи было решено заполнять вакуум другими способами. Один из наиболее удобоваримых способов – техническая помощь формирующейся афганской армии, которая должна настроит афганцев на добрососедские отношения с Россией, заявляющей о готовности помочь с техобслуживанием.

Однако есть у этой идеи и оборотная сторона, которая выглядит весьма сомнительно. Дело в том, что Россия хочет начать согласование своего гипотетического возвращения в Афганистан с НАТО, а это даёт возможность НАТО почувствовать себя очевидным хозяином ситуации. Мол, захотим – дадим добро, не заходим – давай, до свидания… Но нельзя забывать, что у России при разговорах об Афганистане с Брюсселем и Вашингтоном в руках есть тот козырь, который всё это время воспринимался, откровенного говоря, с большим скепсисом. Козырь этот – знаменитый перевалочный пункт НАТО в Ульяновске. В последнее время об этом пункте СМИ стали забывать, однако, ульяновский ТПЦ продолжает активно использоваться. В частности, не далее как в феврале 2013 года через Ульяновск в Афганистан были отправлены спецгрузы для контингента ISAF (британского его сегмента). Информацию о том, что ТПЦ в Ульяновске активно работает, подтвердил спецпредставитель России при НАТО господин Грушко.

Если ульяновский транзитный центр работает, то его действительно можно использовать в качестве козырной карты. Тому же Вашингтону Москва вполне может предъявить наличие этого ТПЦ на своей территории как объект для достижения выгодных Москве договорённостей. А, судя по всему, официальные российские власти сегодня считают, что размещение военно-технических экспертных групп на базах в Афганистане для России является выгодным предприятием.

В таком случае, если Вашингтон с Брюсселем начнут взбрыкивать по поводу того, что они, мол, и сами смогут оказать афганцам техническую помощь без какого-либо российского вмешательства, то Москва вполне может недвусмысленно объявить западным "партнёрам" о неожиданном закрытии ульяновской базы. Причин можно найти выше крыши: от ремонта взлётно-посадочной полосы до внепланового перевода на новые стандарты грузового обслуживания ульяновского аэродрома.

Итак, допустим, что российские представители Минобороны поговорили со своими натовскими (американскими) коллегами о том, что технические спецы могли бы прибыть в Афганистан для оказания помощи по ремонту военной техники и её оборудования афганским военнослужащим. Допустим, что американские военные, опасаясь потерять грузовой коридор через Ульяновск, пошли России на уступки и, скрепя сердце, сквозь зубы процедили своё "Yes". Что же дальше? Для какой цели Минобороны собирается вернуть россиян (технические группы) в Афганистан?

По всей видимости, в планах видится не столько помощь в ремонте и обслуживании военной техники, сколько наведение мостов с теми силами, которые могут оказаться у вершины политической власти в стране. Какие это силы? Если верить действующему главе Афганистана Хамиду Карзаю, то это он и его сторонники, причём уверенные в том, что после вывода натовских войск из страны жизнь здесь станет безопаснее. Однако всё чаще из Катара приходят вести о том, что Карзай ищет контактов с представителями движения "Талибан", которое (движение) в Дохе открыло своё представительство. А если учесть, что Катар – государство, считающееся США одним из своих главных союзников в регионе, то было бы наивно полагать, что Вашингтон к открытию представительства талибов в столице этой карликовой страны не имеет отношения. Если собирать всю представленную информацию в одну корзину, то получается, что Катар открыл представительство "Талибан", как минимум, с молчаливого согласия Вашингтона, а, как максимум, с его прямого на то указания. Хамид Карзая, понимая, что США ведут двойную игру (чем, собственно, это государство всегда и отличалось) решил также найти определённые тылы на случай того, если ему вдруг придётся оказаться с талибами один на один после вывода западных войск из Афганистана. А если Карзай и талибы "встретятся" после вывода натовских войск из Афганистана, то вряд ли Карзай своё кресло удержит. В это же время представители движения "Талибан" заявляют, что с момента последних переговоров с американской стороной (а такие переговоры были проведены в 2012 году) никаких новых переговоров с американцами не было и не будет. Стоит ли утверждению о прекращении талибо-американских контактов верить? – большой вопрос.

На этом фоне непрекращающихся закулисных игр США с афганскими властями, талибами и Катаром и попыток самих афганских властей заполучить подушки безопасности и от Вашингтона, и от Дохи, и от "Талибан" Россия заявляет о готовности вернуться в Афганистан. При всём уважении к идее восстановления определённого российского влияния на территории Афганистана, вряд ли техническая миссия может реально закрыть те задачи, которые Москва перед собой ставит. Решаться на техническую помощь афганской армии, которую сегодня США в основном использует для охраны маковых плантаций и мини-заводов по производству опиатов, мягко говоря, странно.

Другое дело, если Россия собирается каким-то образом повлиять именно на ситуацию с наркопроизводством в Афганистане, которое уже давно превратилось в огромную проблему для России, так как ежегодно непрерывным потоком героин течёт из Афганистана в РФ через страны Средней Азии, убивая десятки (а то и сотни) тысяч наших соотечественников ежегодно. Было бы, действительно, неплохо разрубить этот Гордиев узел, но, сделать это будет крайне тяжело. Если учесть, что наркопроизводство в Афганистане на руку и американцам, и большинству местных жителей, то тут впору начинать контактировать не с действующими властями, а с теми же талибами, при которых наркотрафик упал до исторического минимума. Только вот контакты с талибами сами по себе будут выглядеть, мягко говоря, сомнительно, ведь именно через эту террористическую структуру и может исходить угроза экстремизма для южных рубежей СНГ. Что в итоге? Смена наркотрафика на трафик экстремизма? Тоже не бог весть какое достижение…

В общем, о вариантах продуманных планов по контролю над афганской ситуацией говорить нужно, то только в том случае, если планы будут действительно продуманными. Если же пока всё на уровне "надо бы" и "хорошо бы", то лучше Минобороны для начала выработать однозначную позицию по тем реальным задачам, которые Россия собирается решать в Афганистане. Ну, не собираются же, в самом деле, наши технические спецы афганцам "УАЗики" чинить в знак большой дружбы между народами…

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров