Россия все-таки пошлет в Сирию спецназ
25 декабря 2012, 08:46, ИА Амител
Такого рода решения, надо признать, лежат в русле логики недавнего признания замминистра иностранных дел Михаила Богданова, который 13 декабря на слушаниях в Общественной палате РФ объявил: "Режим и правительство в Сирии теряет все больше и больше контроля и все больше и больше территорий. К сожалению, нельзя исключать победы сирийской оппозиции". А раз так, надо заранее готовить пути бегства. И с этой точки зрения создание МИД нового центра вполне оправданно: до окончательной победы сирийских оппозиционеров нужно успеть эвакуировать оттуда граждан РФ, иначе им грозит расправа.
Такая "логика", впрочем, хромает одним изъяном, но зато каким! Из нее вытекает, что спасение режима Асада, при всем неоднозначном к нему отношении даже в Москве, но хотя бы ради того, чтобы не допустить прихода там к власти "еще худшего зла" – головорезов из "Аль-Каиды", уже не является высшим приоритетом политики России в этом регионе. Дескать, не получится спасти режим Асада, что ж нам остается делать? Бежать! А посражаться-то слабо!
Самое печальное, что такая "логика" вытекает не только из слов г-на Богданова: она просматривается и в постепенно меняющейся позиции высшего руководства России. "Что касается Сирии, то наша позиция хорошо известна, – заявил в минувшую пятницу Владимир Путин. – Она заключается в том, что мы не являемся адвокатами действующего руководства Сирии, но полагаем, что для того, чтобы достичь долгосрочных договоренностей, нужно сначала договориться о том, что будет с Сирией в будущем, как будут обеспечены интересы всех граждан, которые там проживают, всех конфессиональных и этнических групп, как она будет управляться, а потом, после этого, приступать к реализации этого плана".
Да, из слов Путина прямо не вытекает, что Россия сдает Асада. Москва всего лишь… отказывает ему в "адвокатской поддержке" и хочет заранее договориться о будущем Сирии.
Но с кем договориться? С самим Асадом с одной стороны и сирийской оппозицией с другой, выступая в таком переговорном формате, как и остальные внешние игроки, лишь в качестве посредников? Да, при таком формате переговоров договаривались бы между собой преимущественно сирийцы, а внешние акторы выступали бы в качестве посредников и, быть может, гарантов. Кстати, принципиально именно такой формат урегулирования был предусмотрен решениями Женевской конференции по Сирии летом этого года, в которой участвовали и ООН, и Россия с Китаем, и США с западными союзниками, и арабы со всего света, рьяно поддерживающие непримиримую сирийскую оппозицию.
Но, во-первых, об этом формате сейчас уже мало кто вспоминает: тот же Запад и арабы недавно "объединили" сирийскую вооруженную оппозицию и объявили эту новую структуру "законным" (а кое-кто – "единственно законным") представителем сирийского народа.
А во-вторых, сдается, что Владимир Путин, делая свое последнее заявление по Сирии в Брюсселе на пресс-конференции по итогам саммита Россия – ЕС, обращался с призывом "договориться" все же не к Асаду и его сирийской оппозиции, а к Западу.
Так с ним же Москва вроде бы уже договорилась летом в Женеве? И Россия с тех пор придерживается этих договоренностей, принимая поочередно представителей то Асада, то сирийской оппозиции, то встречаясь с западными эмиссарами… А вот Запад и арабы Персидского залива с тех пор создали и признали новое объединение сирийских оппозиционеров, нарушив тем самым женевские договоренности. Выходит, Москва проглотила этот сепаратный сговор и готова опять "договариваться"? На какой, хотелось бы знать, основе?
А до какого детского лепета договаривается глава российского МИД, объясняя журналистам, как эти бяки-американцы водят хорошую Москву за нос! Вместо соблюдения Женевских договоренностей при поддержке Запада была сформирована Национальная коалиция революционных оппозиционных сил в Дохе, напомнил Сергей Лавров журналистам в минувшую субботу на пресс-конференции в Москве. "Которая принимает декларацию, в ней записано: главная цель – свержение режима (Асада) военным путем и демонтаж институтов, то есть на 180 градусов в сторону от Женевы, и никакого диалога с властями", – приводит слова министра ИТАР-ТАСС.
"Я спросил Хиллари Клинтон (а американцы тогда поддержали коалицию как "единственного представителя сирийского народа"): "Как же так?" – рассказал Лавров. – Хиллари ответила: "Сергей, нам самое главное было оппозицию объединить, а уж платформу, на которой они объединились, мы подправим". Прошло пару недель, – продолжает Лавров, – встречаются в Марракеше "друзья Сирии" и коалиция, и американцы заявляют о поддержке этой группе (коалиции)".
"Мы переспрашиваем: вы же нам обещали, что будете их от воинственной, бескомпромиссной позиции оттягивать на платформу Женевы! Они молчат, – продолжает обижаться министр. – Сегодня мы то же самое спросили у друзей из Евросоюза, которые тоже признали эту коалицию, но там не было слова "единственную": просто "представители сирийского народа". Тоже молчат".
И какой же вывод делает министр иностранных дел некогда великой державы из такой серии обманов? Думаете, он с негодованием сказал, что Россия более не допустит, чтобы ее так водили за нос? Отнюдь нет. "Я думаю, что западные спонсоры этой коалиции уже утрачивают влияние на нее", – резюмировал Лавров. Ах, какие же нехорошие эти оппозиционеры – совсем отбились от рук Запада...
Вот так "договариваются" Россия и Запад по Сирии: Россия – отказывая Асаду в "адвокатских услугах" и готовя почву для бегства из Сирии, а Запад (прежде всего США) – ведя за Сирию отчаянную, хоть и неправедную с высокоморальной точки зрения борьбу. В этом и есть принципиальная разница между позициями России и Запада (США).
И в позиции РФ отчетливо просматривается изначально двоякая природа российской власти и так называемой элиты, интересы которой эта власть отстаивает. С одной стороны, Путин и Ко не могут не понимать, что падение режима Асада почти неминуемо обернется для России катастрофическими геополитическими потерями, а с другой стороны, та же российская власть продолжает "договариваться" с Западом, который постоянно водит ее за нос. Ну не может преодолеть эта власть прямо-таки магнитное притяжение, притягивающее российскую элиту к Западу! Хочется ей и с Западом дружить, и Сирию сохранить. Как в известной поговорке. Но такого не бывает.
Кто-то возразит, что Асад – далеко не "священная корова", чтобы Россия была его адвокатом. Да, внутренняя политика сирийского режима, ставшая, кстати, одной из причин (но не главной) разразившейся в стране гражданской войны, мягко говоря, не вызывает симпатий. Но идеальных политиков в реальной политике не бывает, и Асад – отнюдь не такой уж злодей, каким его живописуют западные борзописцы. И ведь Запад признал "представителями сирийского народа" публику, значительная часть которой отнесена к категории запрещенных террористических группировок на том же Западе! Этим мы, разумеется, нисколько не призываем наше руководство закрывать глаза на возможные преступления сирийского режима против гражданского населения, но для России Асад остается пока единственной политической фигурой, которая соотносится с задекларированной Москвой политикой, направленной на внутрисирийское урегулирование. А таким фигурам иной раз не грешно и оказать адвокатское содействие, а не готовиться без боя сдать Сирию нагло рвущемуся туда Западу.
Комментарии 0