Сегодня легенда советского кино – Татьяна Самойлова – отмечает день рождения

04 мая 2008, 18:24, ИА Амител

Сегодня, 4 мая, отмечает день рождения легенда советского кино, о которой говорят, что если бы не препятствия режима, она бы затмила всех звезд Голливуда. Народной артистке СССР Татьяне Самойловой сегодня исполняется 74 года

Как рассказывает ИА "Интерфакс", победы на самом знаменитом из мировых кинофестивалей - Каннском фестивале - российские кинематографисты (тогда еще, конечно, советские) смогли добиться только один раз. Это случилось 50 лет назад, в мае 1958 г., когда главный приз фестиваля в Каннах - "Золотая пальмовая ветвь" был присужден создателям советского фильма "Летят журавли" - великому советскому режиссеру Михаилу Калатозову, великому советскому оператору Сергею Урусевскому и совсем еще не великой, неизвестной актрисе Татьяне Самойловой.

Этой молодой актрисе с прекрасной фигурой, необычайно пластичной, с лицом, далеким от банального определения "красивое", но приковывающим к себе внимание, с широковатыми скулами и необычайно выразительными, чуть раскосыми глазами, был вручен еще приз жюри "Апельсиновое дерево" и диплом "За лучшую женскую роль". Как бы в подтверждение того, что при всей безусловной гениальности Калатозова и Урусевского своей триумфальной победой фильм обязан в первую очередь ей, Татьяне Самойловой.

Между прочим, 24-летняя Самойлова обошла тогда, в 1958 г., Софи Лорен, которой многие прочили эту премию за фильм "Любовь под вязами". Не случайно же великий художник Пабло Пикассо, присутствовавший в Каннах, но еще не видевший нашего фильма, просто вглядевшись в удивительное лицо актрисы, сказал ей: "Уверен, после показа вашей картины Вы станете звездой". И он оказался прав. Правда, звездой она стала и осталась на все последующие 50 лет там, за рубежом. Дотошные американцы сразу же и навсегда внесли ее в список 100 имен величайших деятелей кино ХХ века. Ну а что касается здесь, у нас… лучше об этом потом. В конце концов, сегодня, 50 лет спустя, российские кинематографисты наконец отмечают это славное событие - 50-летие со дня награждения нашего фильма Гран-при Каннского фестиваля.

О том, как было это там, в Каннах, 50 лет назад сама Татьяна Самойлова вспоминает так."Во время конкурсного показа картины я сидела в ложе вместе с Сергеем Павловичем Урусевским. Мы вдвоем представляли "Летят журавли", потому что Михаил Константинович Калатозов заболел незадолго до фестиваля и в Канны не поехал. Поначалу во время конкурсного просмотра в зале стояла тишина, никакой реакции. Мы напряглись. Во время сцены проводов Бориса на фронт раздались первые аплодисменты. Потом они вспыхивали уже постоянно: бомбежка, смерть Бориса, мои пробеги. В глазах членов жюри появились слезы, хотя им и не положено проявлять свои чувства. Когда показ завершился, была долгая, долгая овация. Мы поднялись, кланялись. Потом был яркий свет, масса восторженных слов в наш адрес. Нас все время фотографировали, журналисты не давали нам выйти из зала. Интервью следовали одно за другим. К сожалению, "Золотая пальмовая ветвь" осталась в истории нашего кино единственной".

Татьяна - дочь одного из самых знаменитых актеров советского кино и театра Евгения Самойлова. "Родилась я в Ленинграде в 1934 г., а в 1937 мы переехали в Москву. Отец, - вспоминает Т.Самойлова, - стал работать в Малом театре, потом уже, значительно позднее, перешел в Театр Маяковского. Так что меня с детства окружали актеры - папины друзья и знакомые. Я, по сути дела, выросла за кулисами театра".

На первые годы учебы Т.Самойловой в Щукинском училище пришлось одно немаловажное весьма событие - она впервые всерьез влюбилась и вскоре вышла замуж. Конечно, за самого красивого студента "Щуки", поступившего в училище двумя годами раньше Тани. За студентом этим "бегала" вся женская половина "Щуки". Звали студента, ставшего первым мужем Самойловой Василий Лановой. "Мы очень смешно познакомились, - вспоминала позднее Татьяна, - он подстерег меня в коридоре, выскочив неизвестно откуда, и сходу задал вопрос: "Кто ты?" Я так же бойко и так же невразумительно ответила: "Я - дочь папы и мамы". С этого диалога начался их страстный роман, закончившийся браком. "Это было какое-то наваждение, - вспоминала позднее актриса, - смешно так расписались: просто зашли в ближайший ЗАГС, отдали паспорта. Вернулись домой, счастливы были просто безумно".

Через несколько лет они расстались. Но Татьяна Евгеньевна всегда вспоминает то время с особой теплотой: "Вспоминая наше с Лановым время, я всегда плачу, мы были такие молодые и счастливые!"

Правда и то, что ни об одном из своих троих мужей Татьяна Евгеньевна никогда не говорила и не говорит плохо. Как, впрочем, и ни о ком другом.

Ее вторая звездния роль - Анна Каренина, в фильме, который маститый советский режиссер Александр Зархи снял в 1967 году.

"Анна Каренина" с Самойловой и Лановым была 16-й мировой экранизацией романа Льва Толстого. То, что Зархи выбрал на роль Анны Самойлову, многим показалось странным. Как-то принято было думать, что Анна должна быть "типично русской красавицей".

Во всяком случае, режиссеру пришлось отбиваться. "Почему Татьяна Самойлова? Этот вопрос, - вспоминал Зархи, - мне задавали тысячу раз. Каждый имеет собственное восприятие, представление об Анне. Можно было пригласить на роль Карениной талантливую красивую актрису. Но мне казалось, что погоня за банальной доходчивостью упростит дорогой всем образ, лишит его пленительного своеобразия и загадочности, которые были в Анне. Я счастлив, что оказались правы мы. Татьяна Самойлова создала поистине русский образ. И не случайно на Западе наша экранизация пока считается специалистами лучшей". Фильм "Анна Каренина" был восторженно принят и советскими зрителями. Он стал за всю историю советского кино второй по посещаемости экранизацией русской классики после "Войны и мира" Сергея Бондарчука.

С выходом "Анны Карениной" на экран об актрисе вновь заговорили. Французская газета "Уик-энд" писала: "После перерыва Самойлова вновь появилась на экране. Прекрасно сложенная, с поступью королевы, с теплым и лучистым взглядом карих глаз - это пленительная во всех отношениях Анна Каренина". А вот что написала финская газета "Кансан Уутисет": "Можно спорить о том, насколько созданный актрисой образ отвечает той Анне, которая была бы списана с дочери великого Пушкина Марии Гартунг. Но во всяком случае героиня, созданная Самойловой, на многие годы останется Карениной экрана".

Фото: ИТАР-ТАСС.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров