Сила человеческого участия: барнаульских родителей учат воспитывать в детях толерантность

Как сделать так, чтобы здоровые люди, здоровые дети не шарахались от детей-инвалидов, но умели с ними общаться, – это один из вопросов и одна из целей социального проекта "Принимайте нас равными", пишет "Вечерний Барнаул"

08 апреля 2014, 13:47, ИА Амител

В Алтайском крае этот проект реализуется в рамках долгосрочной целевой программы "Дети Алтая" на средства гранта Общероссийской общественной организации "Лига здоровья нации". Его организаторы – АКОО "Молодые журналисты Алтая" и краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья "Журавлики". Цель проекта – формирование позитивного образа ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ценностного отношения к нему в обществе.

Организаторы проекта "Принимайте нас равными" вместе с Софьей Носовой, педагогом-психологом центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья "Журавлики", провели последний из пяти уроков толерантности для студентов, обучающихся дизайну в Алтайском госуниверситете. До этого они уже проводили такие уроки в Барнаульском строительном колледже и других учебных заведениях города. Главной задачей проекта стало изменение отношения в обществе к семьям с детьми-инвалидами.

– При рождении ребенка-инвалида образ жизни семьи меняется, родители таких детей постоянно находятся в состоянии стресса. В самом начале у них наблюдаются депрессии, тревоги, многие опускают руки, замыкаются в себе, стесняются своих детей. Семья начинает волноваться об общественном мнении, реакции друзей и знакомых. Иногда родители отказываются от ребенка либо просто сдают его в интернат. А между тем им как никому нужна моральная и психологическая поддержка и понимание, – рассказала студентам Софья Носова, – ведь приспосабливаться к жизни в этом мире нужно не только ребенку, но и всем его родственникам. Софья уже не первый год помогает таким семьям. По началу, когда она только начинала с ними работать, боялась навредить, было страшно, потому что еще не знала, как с ними общаться, не хотела вызывать негативные эмоции. Но по мере знакомства научилась ладить с особенными детьми и помогать им. По образованию Софья детский клинический психолог, и патопсихология ее всегда интересовала, поэтому она пошла вначале волонтером в реабилитационный центр, а потом, проработав там около полутора лет на добровольных началах, взялась за эту работу вплотную.

Дети с ограниченными возможностями здоровья проявляют свою индивидуальность достаточно ярко, так как они не похожи на нас. Толерантность – это терпимость к образу жизни и индивидуальным проявлениям таких детей. Зачастую мы сталкиваемся, скорее, с интолерантностью, неприятием к людям особенным, она может проявляться в виде оскорблений, насмешек, агрессии, непонимания. Для того, чтобы преодолеть это непонимание, и был создан данный проект. Софья Носова и Сергей Канарев, председатель общественной организации "Молодые журналисты Алтая", рассказывали о ситуациях и проблемах таких семей и детей, а аудитория молодых людей в разных учебных заведениях города откликалась. Одним такие проблемы были не знакомы, и они узнали для себя что-то новое, у других – ребенок–инвалид жил по соседству, третьи знакомы с этими ситуациями не понаслышке.

– У меня брат – инвалид, но живет как обычный человек, мы создали ему такие условия. Он ходил в обычную школу, получал максимум общения и минимум ограничений. Многие не знают как себя вести с такими людьми потому, что не хватает информации ни о диагнозах, ни о методах лечения. Весь страх именно от неинформированности. Когда же мы знаем, что это за заболевание и как его лечить, то отношение уже меняется, – поделилась с аудиторией Агнесса Жукова, студентка третьего курса.

– А у нас во дворе был такой ребенок, дети с ним нормально ладили, а вот мы, взрослые, слегка его побаивались, – добавил студент из зала, – а ведь это может случиться с каждым.

– Мы сами создаем себе ограничения и устанавливаем правила, а эти дети за все расплачиваются. Они все разные: одни физически не развиты, но с интеллектом у них все в порядке, у других с физическим здоровьем все в порядке, но вот в умственном развитии они отстают. Вопрос в том, насколько вы хотите разбудить в себе человечность и пообщаться с такими ребятишками, узнать, как им живется. Многим трудно выдерживать это даже психологически. Кто-то просто не сможет пересилить себя. Нужно готовить не их к нам, а нас к ним, – считает Агнесса Жукова.

Урок в Алтайском госуниверситете проходил в форме живого общения, студенты рассуждали о терпимости, мягкости, снисхождении, душевном принятии человека, отличного от тебя. Будущие дизайнеры делились своим опытом общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Свои истории также рассказали специально приглашенные гости – представители общественной организации "Солнечный круг", родители детей с синдромом Дауна.

Делиться опытом тоже очень важно. Семьи понимают, что не одни они с этой бедой в этом мире. Есть еще другие родители, есть люди, понимающие и сочувствующие им. Очень важно сломать стереотипы и помочь людям больше узнать об этих детях.

Как же родителям воспитывать в детях толерантность?

– В первую очередь – личным примером, – подсказала нам Софья Носова, – уступить место в автобусе, объяснить ребенку кто перед ним, рассказать, что бывают такие болезни, дать ему информацию о таких людях, переведя ее на детский язык, просто и в красках, может, в рисунках. Очень полезно, например, поделиться игрушками с такими детьми, если у вашего ребенка много игрушек и какими-то он уже наигрался, то взять с его разрешения и вместе с ним отвезти часть игрушек детям-инвалидам или в детский дом, объяснив при этом смысл и суть происходящего. Чем больше информации, тем понятнее.

Напомним, что результатом проекта "Принимайте нас равными" должно стать не только проведение уроков толерантности для студентов творческих специальностей вузов и ссузов Алтайского края, но и конкурс макетов социальной рекламы по теме проекта среди молодых дизайнеров и фотоконкурс "Особый ребенок – обычное детство" среди молодых фотографов. Героями баннеров и фотографий, плакатов, буклетов, календарей станут дети с ограниченными возможностями здоровья, их родители, братья и сестры. Проект рассчитан на десять месяцев, его итоги будут подведены в сентябре 2014 года. Будущие журналисты, фотографы, дизайнеры, пиарщики за десять месяцев должны будут познакомиться и подружиться с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, и рассказать о ней в рамках масштабной информационной кампании. Авторы проекта ожидают, что это поможет преодолеть стереотипы общества в отношении к особым детям и их семьям.

Пока мы увидели, что после каждой из этих встреч студенты вызывались поучаствовать в конкурсе, заполняли анкеты и брались за эту непростую проблему, – сделать этот мир немного добрее.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров