"Скормить скоту, выбросить на свалку или сжечь": алтайские крестьяне думают, что делать с урожаем
07 октября 2009, 13:38, ИА Амител
Хозяйство "Колос": 300 тонн урожая просто лежит в амбаре и на улице, практически под дождем.
Иван Кудряшов, директор ООО "Колос": "Вот она рожь лежит....коту под хвост".
Сергей Зиминков, сотрудник ООО "Нива": "До следующего года будет лежать. Или будет цена, или пустим в откорм скоту. И горох лежит, рожь лежит, - они рубль стоят и рубль двадцать, - горох два пятьдесятпредлагают цену. Почему такая цена? - Не знаю, никто не может сказать".
О том, что цена в этом году на зерно будет ниже себестоимости, не ожидали ни крестьяне, ни даже сами переработчики, - говорят эксперты. И пока возможно лишь предполагать, что мы потеряли рынки сбыта переработанной продукции. Иначе, как объяснить столь бросовую цену, а то и вовсе отсутствие желающих приобрести зерно.
Отсутствие покупателя тянет за собой длинную цепочку: крестьяне, одни из самых добросовестных плательщиков, могут не суметь вернуть кредиты. И следующими пострадают банки.
Если говорить о ценнике на сельхозсырьё, на фоне других регионов страны, наш, аграрный, выделяется. И, как ни парадоксально, не в лучшую сторону.
Владимир Устинов: "Очень легко проследить и по интернету: в России уже до 7 доходит цена на горох, а у нас - 3-4 рубля максимум, на пшеницу — 4500 -5000, у нас — до 4000 в лучшем случае".
Между тем, власти Алтайского края уверяют, что нужно лишь немного подождать, и те, кто вел верную рыночную экономику, обязательно выживут. Естественный отбор.
Борис Неудахин, зам. губернатора Алтайского края: "Вот теперь зависит от того, кто как сумеет продать это зерно. Цена зерна формируется по общему спросу. То есть сегодня цена низкая и в Европе, и в мире, и на Чикагской бирже. Ноябрь-декабрь начнет идти рост по цене. Мы сегодня обучаем. Самое главное, обучить руководителей участвовать в рыночных процессах. И не надо ни на кого ссылаться".
Сергей Зиминков, сотрудник ООО "Нива": "Вот пусть они возьмутся и покажут как, - раз они говорят. Большинство из тех, кто там сидит, они развалили по 2-3 колхоза. Вот пусть они учат сами себя".
А ожидании чуда - нормальной цены на зерно — крестьяне сдают урожай на элеваторы. Правда, оплата за хранение — его обесценивает. Крупные хозяйства идут на дополнительные траты и строят свои хранилища. Хозяйства поменьше ищут другие способы извлечь хоть какую-то пользу из собранного.
Владимир Устинов: "Уголь сегодня 1600 рублей, многие крестьяне говорят, все, овес сжигаем в топке, рожь сжигаем в топке, потому что цена меньше угля, а калорийность — одна и та же".
И пока уборка не закончена, и зерно все еще хранится в амбарах, а не сожжено или скормлено скоту, фермеры просят власти если не повлиять на происходящее, то хотя бы дать дельный совет. Хотя без политической воли, уверены эксперты
Владимир Устинов: "Крестьянам нужно, не плача, убрать урожай, и выйти на переговоры с властью и бизнесом, забастовка ничего не принесет".
Погодные условия позволили в этом году собрать урожай до 40 центнеров с гектара. И в целом, планируется, что уж 5 миллионов тонн, алтайские крестьяне намолотят.
Только учитывая, что с каждого килограмма, в этом году теряется по 2-3 рубля, можно подсчитать, что фермеры края, реализуя зерно по тем ценам, что им сейчас предлагают, недополучат около 10-15 миллиардов рублей. Так несложные математические вычисление превращаются в сложные, почти нерешаемые, сельскохозяйственные проблемы.
Комментарии 0