Социологи определили самые неэкономные органы власти

09 июня 2014, 10:13, ИА Амител

Компания "Закупки360°", которая занимается мониторингом государственных закупок, оценила эффективность и экономность федеральных госструктур при заключении заказов в I квартале 2014 года. Сам рейтинг проведен на основании отбора госзаказчиков федерального уровня, чей оборот за квартал составил более 9 млн рублей. Кроме того, в рейтинге не учитывались закупки у единственного поставщика, пишут "Известия".

Исследования проведены по двум категориям. Первая — органы федеральной власти с наилучшими показатели по экономии средств при государственных заказах. Во вторую попали те, кто показал наихудшие результаты. "Экономия" определялась как отношение разницы между суммарной стоимостью закупок и суммарной стоимостью их контрактов к общей начальной (максимальной) цене всех закупок.

В результате, самой неэкономной федеральной структурой власти, по мнению экспертов "Закупки360°", стала Рособоронпоставка, которая от общей стоимости контрактов на госзаказы в 21702, 33 млн рублей в итоге смогла сэкономить лишь 0,24%. Следующие места занимают Минкультуры, Минтранс, Рособрнадзор и Минздрав, которые показали экономию первоначально заявленных цен в промежутке между 1,2 и 4,01%. 6-е место заняло Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, на 7-м месте оказалась Росмолодежь с показателем экономии в 6,37%. За ними идут Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральная служба по труду и занятости. На 10-м месте по неэкономности Минпромторг с показателем 10,8%.

Приведенные данные говорят о том, что этим федеральным структурам практически не удалось найти поставщика услуг или товаров, который бы значительно понизил предложения по начальным ценам.

Как отмечают в компании "Закупки360°", лидерство Рособоронпоставки в данном рейтинге во многом обусловлено тем, что доля контрактов госзаказчика без снижения первоначальной цены составила 78%. Минкульт не смог найти более дешевые предложения на 61% своих заказов.

Примечательно, что по итогам исследований компании "Закупки360°" за 2013 год Рособоронпоставка также вошла в тройку по неэкономности средств на госзаказах. Обогнать тогда оружейников смогли Роскосмос, который стал самой неэффективной структурой с показателем экономии в 0,93%, и Федеральное медико-биологическое агентство, которое смогло сэкономить лишь 1,15% от начальных цен заказа.

Стоит также отметить и скандал, связанный с Рособоронпоставкой, который датируется летом 2013 года. Тогда оборонное агентство заказало австрийские пистолеты Glock из расчета $7 тыс. за один пистолет. Данный заказ вызвал бурные дискуссии как среди представителей власти, так и экспертов. В итоге этот контракт был аннулирован Рособоронзаказом.

В пресс-службе Минкультуры "Известиям" сообщили, что позиции ведомства относительно рейтинга нет.

- Авторы не указали подробно по какому принципу оценивались расходы министерств, на какие показатели они опирались и что учитывали. Кроме того, исходя из опыта нашего ведомства, компании с самыми низкими ценами не всегда могут предложить качественные услуги, а качество для нас далеко не последний показатель, - заявили в министерстве.

Самыми экономными федеральными структурами в I квартале 2014 года, по версии компании "Закупки360°", стали Минтруда, который смог сэкономить 43,56% средств от начальных цен заказа, Федеральное агентство морского и речного транспорта — 36,71%, Федеральное агентство связи — 23,11 %. 4-е место заняла Федеральная служба судебных приставов, 5-е — ФСКН, 6-е — Минсельхоз. За ним расположились Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному контролю, Управделами президента РФ заняло 8 место. 9 и 10 место в исследовании заняли Минрегионразвития и Государственная фельдъегерская служба.

В рейтинге 2013 года Минтруда заняло 2-е место по экономии. 1-е место тогда досталось Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, а 3-е место заняло Федеральное агентство морского и речного транспорта.

Пресс-секретарь Управделами президента РФ Виктор Хреков напомнил, что в еще одном недавнем рейтинге по прозрачности работы их ведомство также оказалось среди лучших.

— Должен сказать, что это заслуженно. У нас все закупки, за редким исключением, идут через конкурсы, многие на электронных площадках. Например, что касается транспорта, то в ходе конкурса удается сбрасывать до 20% цены. Все закупки мы осуществляем в рамках бюджетных ассигнований, в рамках расходных статей ведомств, которые мы обслуживаем, — рассказал он. — Иногда и мы сталкиваемся с недобросовестными участниками конкурсов, которые пытаются демпинговать, а потом у них нет возможности выполнить заказ. Например, когда мы объявляли конкурс на флаг для Белого дома, выигравшая тендер компания в итоге отказалась от заказа, поскольку не смогла его выполнить.

При этом, оценивая экономность и неэкономность различных структур, стоит заметить, что направления некоторых заказов настолько специфичны, например по вооружениям, что федеральной структуре сложно рассчитывать на большое снижение начальных цен при госзаказе.

Гендиректор компании "Закупки360°" Владимир Ивичев также заметил, что федеральные структуры, занимающиеся такой темой, как оборонка, даже законодательно поставлены в более невыгодные условия.

— В части того, в каких госзакупках цены были завышены, а в каких стояли реально возможные, сложно делать какие-либо выводы. У организации может быть по 50 закупок, каждая в своем сегменте. И для точного, подробного анализа необходимо провести экспертизу каждой из них. Кроме того, не во всех случаях можно опираться и на рыночные цены. Например, поставки вооружения могут осуществлять только те поставщики, которым это позволено, — сказал он. — Этот же пример отлично подойдет и для пояснения, почему некоторые из организаций, объявляя конкурс, предлагают участие в нем только одному поставщику — исключительное право на поставки. Однако замечу, что организаций с единственными участниками по их конкурсам в работе над рейтингом нам встречалось много. И это тоже интересный момент, по которому мы составим вскоре следующий рейтинг.

Кроме учета специфики заказов некоторых федеральных структур, которые имеют не такой большой выбор поставщиков, исследование не учитывает и другие критерии, которые могли бы повлиять на эффективность работы отдельно взятого ведомства. Например, при составлении рейтинга никак не учитывалась обоснованность начальных цен.

Еще свежа история прошлого года, когда между тогда еще сенатором Русланом Гаттаровым и Минздравом возник конфликт по поводу сайта министерства. Начальная цена госзаказа сайта составляла 25 млн рублей, и в самом ведомстве уверяли в обоснованности данной цены. Гаттаров же указывал на то, что заказ сайта Совфеда проводился с начальной ценой в 8,5 млн рублей, при этом удалось найти компанию, которая сделала этой сайт за 5 млн.

Без учета таких показателей, как обоснованность начальной цены, ведомство могло иметь начальную цену, в разы превышающую рыночные. Например, заказать сайт с начальной ценой в 20 млн рублей, в итоге заключить контракт в 10 млн рублей — продемонстрировав этим редкий талант для федеральных структур власти по экономии бюджетных средств. Сама же рыночная цена сайта могла оказаться еще ниже, чем контрактная.

Председатель всероссийского движения "За честный рынок" и эксперт национального антикоррупционного комитета Илья Хандриков считает, что для получения объективных данных по эффективности расходования бюджетных средств должны учитываться все прямые и косвенные показатели.

— Конечно, оценивать чиновника за покупку дорогих машин, оплату корпоративов из бюджетных средств мы не можем, но уж если говорить об экономии в закупках, то все-таки необходимо учесть, как и на чем сэкономили. А иначе и завышенные изначально по тендерам цены, и иллюзия конкуренции на конкурсах — всё это уйдет в тень, оставив только натянутые показатели, — сказал он. — Если рейтинг изобилует только общими показателями, то значение его не так уж велико и объективность можно подвергнуть сомнению.

Такое же мнение высказал и член комиссии ГД по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на национальную оборону Дмитрий Говорцов.

— Не думаю, что этот рейтинг справедлив или, в лучшем случае, он не точен. Самое неэкономное и коррумпированное ведомство, о чем я знаю и как член комитета Госдумы по безопасности, и как член комиссии Госдумы по рассмотрению расходов из федерального бюджета, — это все-таки Федеральная таможенная служба. Мои выводы имеют под собой серьезную подоплеку, — сказал депутат. — Это и ряд уголовных дел, возбужденных по коррупционным статьям, это и заключения Счетной палаты, и результаты исполнения ведомством поручений президента. По тем же критериям следует провести рейтинг по каждому ведомству — и тогда он будет содержать в себе реальные результаты.



Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров