Создают ли Россия и Китай альянс?
16 апреля 2013, 09:17, ИА Амител
22 марта Си Цзиньпин (Xi Jinping), недавно ставший президентом Китайской Народной Республики, прибыл в Москву, чтобы встретиться с президентом России Владимиром Путиным. Аналитики внимательно следили за встречей двух лидеров, пытаясь понять, получится ли у них преодолеть былые расхождения и выйти на новый уровень двустороннего сотрудничества. Каковы же были результаты саммита, и что они предвещают для будущего отношений между Китаем и Россией?
Судя по всему, переговоры фокусировались на трех основных областях: на ожиданиях, связанных с российско-китайскими отношениями, на расширении торговли энергоносителями и оружием и на сотрудничестве по проблемам международной безопасности. Проанализировав материалы из российской и китайской прессы, мы попытались понять, насколько сторонам удалось в ходе саммита добиться прогресса по этим вопросам.
Вопрос о форме, которую должны принять отношения России и Китая, имеет для обеих стран особую значимость как во внутренней, так и в международной политике. Китайские лидеры хотят дать понять своему народу, что подъем Китая принят и признан ведущими мировыми державами. Аналогично Россия, отношения которой с ключевыми странами Запада испортились после переизбрания президента Путина, ценит то уважение, которое проявил к ней Си Цзиньпин, избрав Москву для своего первого визита в качестве нового лидера Китая.
И Пекин, и Москва стремятся использовать двусторонние отношения, чтобы укрепить позиции своих лидеров внутри стран и максимально увеличить свой вес среди мировых держав. Одновременно они надеются избежать издержек, которые они могут понести, если другие страны почувствуют необходимость найти противовес обновленным связям между Россией и Китаем. Ни одна из сторон не хочет, чтобы мир воспринимал их отношения как возрожденную китайско-советскую ось времен холодной войны.
В области энергетики цель Китая – получить настолко много дешевых энергоносителей, насколько это возможно. При этом он хочет, чтобы поставки были максимально надежными, и не хочет слишком сильно зависеть от одного источника, отношения с которым могут неожиданно испортиться. Москва, со своей стороны, хочет максимально влиять на цену полезных ископаемых, которыми она торгует, и не хочет зависеть от Китая как от направления для экспорта энергоносителей.
Однако даже в свете этих расхождений иногда удивляет, насколько ограничено сотрудничество между Россией и Китаем, несмотря на огромные энергетические ресурсы России, стремительно растущие потребности Китая, географическую близость двух стран и стратегические преимущества наземных поставок, которым не способен помешать американский флот. Россия остается четвертым по значению поставщиком нефти в Китай и служит источником лишь 8% его нефтяного импорта. В области природного газа сотрудничества еще меньше.
Впрочем, сейчас ситуация, возможно, меняется. Во время саммита было много шума вокруг договоренности о строительстве газопровода между двумя странами. В дальнейшем Пекин пообещал предоставить кредитную линию на сумму 2 миллиарда долларов Газпрому - российскому газовому гиганту, обладающему хорошими политическими связями. Это может ускорить заключение долгосрочного контракта
Тем не менее, глава Роснефти Игорь Сечин заявил, что Россия и Китай пока не подписали окончательный обязывающий контракт. Камнем преткновения в очередной раз стала структура ценообразования в российском газовом экспорте. Россия хочет устанавливать цены на уровне тех выгодных сделок, которые она заключает с европейскими странами, но Китай хочет получать газ намного дешевле. В прошлом ценовые разногласия уже не раз срывали переговоры, поэтому все еще остается возможным, что еще до конца 2013 года сделку ждет крах.
В секторе вооружений Пекин хочет платить как можно меньше за современные военные технологии и технику. Россия, в свою очередь, хочет увеличить поставки оружия в Китай, но намерена избегать сделок, которые могут поставить под угрозу ее собственную безопасность.
Судя по противоречивым сообщениям СМИ, стороны, предположительно, обсуждают возможность возобновления масштабного экспорта в Китай российского оружия. Если этот экспорт восстановится, это станет большим прорывом в отношениях и, возможно, вернет те дни, когда Россия была преобладающим поставщиком оружия в Китай. С 1990-го по 2007 год 90% ввозимых Китаем обычных вооружений поставлялось Россией. В какой-то момент на долю Китая приходилось 40% российского оружейного экспорта, и объем поставок приближался к 30 миллиардам долларов.
После 2007 года поставки российских вооружений в Китай заметно уменьшились, так как Пекин начал требовать не только саму технику, но и технологии для ее создания. России не хотелось идти ему навстречу, потому что Китай не славится щепетильностью в области охраны интеллектуальной собственности, а также из-за того, что Китай мог бы использовать российские технологии, чтобы поставлять собственное оружие третьим странам – таким, как Пакистан.
Государственные китайские СМИ заявили о том, что Китай приобретет у России 24 истребителя Су-35 и четыре подводные лодки проекта "Лада". Официальное российское информационное агентство ИТАР-ТАСС опровергло эту информацию. Двигатели Су-35 мощнее и современнее тех, которые сейчас используются в китайских истребителях. Некоторые журналисты предполагали, что Китай рассчитывает приспособить технологии, использующиеся в двигателях Су-35, для разрабатываемых им сейчас стелс-истребителей. Как и в случае с поставками энергоносителей, российские официальные лица через прессу дают понять, что пока переговоры продолжаются и их окончательные результаты, вероятно, будут известны только к концу года.
Кроме того, стороны, видимо, обсуждали ряд вопросов, по которым у них сходятся позиции и интересы. В частности, речь шла о важности идеи суверенитета в международных отношениях, о Сирии, Северной Корее и Иране, а также о попытках взаимно скоординировать позицию по вопросу о создании новых международных кредитных институтов в качестве альтернативы Международному валютному фонду и Всемирному банку.
Заявив, что любая страна вправе определять свой путь к модернизации и развитию, президент Си призвал прочие страны уважать решения, которые принимают Китай и Россия, и не вмешиваться в чужие внутренние дела. Фактически это означало призыв к США и европейским странам не комментировать ситуацию с правами человека в Китае и России. Недовольный западной критикой нарушений прав человека в России президент Путин, скорее всего, был доволен китайским заявлением, намекавшим, что международному сообществу следует заниматься своими делами.
Если говорить о Сирии, Северной Кореи и Иране, то обе стороны заинтересованы одновременно в том, чтобы эти режимы не рухнули, и в том, чтобы не разгорелся межгосударственный вооруженный конфликт. И Пекин, и Москва официально выступают против получения Северной Кореей и Ираном ядерного оружия и опасных технологий, однако при этом без всякого энтузиазма относятся к жестким международным санкциям. С другой стороны, слишком мягкий курс в отношении Северной Кореи или Ирана может разозлить Вашингтон, Сеул, Токио и ближневосточные столицы. Координация политики по этим трудным вопросам международной политики нераспространения – сложная, но важная задача российско-китайских переговоров.
Наконец, вероятно, самая простая область сотрудничества между Пекином и Москвой – это создание совместно с другими странами БРИКС аналога МВФ и Всемирного банка для "развивающегося мира". Этот план обсуждался на последнем саммите БРИКС за несколько дней до московской встречи двух лидеров. Быстрый рост Китая и возвращение России к статусу великой державы дают этим странам возможность отстаивать альтернативный путь к модернизации и развитию. Создание странами группы БРИКС, объединяющей помимо России и Китая Бразилию, Индию и Южную Африку, собственного набора международных организаций может иметь для Пекина и Москвы значительную дипломатическую ценность, так как это позволит им и риторически, и фактически упрочить отношения с остальной частью развивающегося мира.
Таким образом, пока непонятно, привел ли визит Си Цзиньпина в Москву к новым стратегически значимым соглашениям. Во время саммита китайские чиновники и журналисты сделали ряд заявлений, намекавших, что были достигнуты важные договоренности в области энергетики и торговли вооружениями. Однако, по данным российской прессы, эти заявления были преждевременными и впереди стороны еще ждут трудные переговоры.
Если Москва и Пекин смогут довести до конца начатое на саммите, это означает, что произойдет укрепление китайско-российских отношений. С другой стороны, исторические подозрения, взаимное недоверие и разница стратегических интересов может, как мы уже видели в недавнем прошлом, снова помешать Китаю и России расширить сотрудничество и взаимную координацию действий.
Скотт Хэрольд и Лоуэлл Шварц – политологи, сотрудники некоммерческого, непартийного аналитического центра RAND Corporation.
Комментарии 0