Создают ли Россия и Китай альянс?

16 апреля 2013, 09:17, ИА Амител

Недавняя встреча Си Цзиньпина и Владимира Путина привлекла к себе в мире большое внимание. Может быть, мы являемся свидетелями зарождения нового альянса? Об этом пишет ИноСМИ со ссылкой на японскую "The Diplomat".

22 марта Си Цзиньпин (Xi Jinping), недавно ставший президентом Китайской Народной Республики, прибыл в Москву, чтобы встретиться с президентом России Владимиром Путиным. Аналитики внимательно следили за встречей двух лидеров, пытаясь понять, получится ли у них преодолеть былые расхождения и выйти на новый уровень двустороннего сотрудничества. Каковы же были результаты саммита, и что они предвещают для будущего отношений между Китаем и Россией?

Судя по всему, переговоры фокусировались на трех основных областях: на ожиданиях, связанных с российско-китайскими отношениями, на расширении торговли энергоносителями и оружием и на сотрудничестве по проблемам международной безопасности. Проанализировав материалы из российской и китайской прессы, мы попытались понять, насколько сторонам удалось в ходе саммита добиться прогресса по этим вопросам.

Вопрос о форме, которую должны принять отношения России и Китая, имеет для обеих стран особую значимость как во внутренней, так и в международной политике. Китайские лидеры хотят дать понять своему народу, что подъем Китая принят и признан ведущими мировыми державами. Аналогично Россия, отношения которой с ключевыми странами Запада испортились после переизбрания президента Путина, ценит то уважение, которое проявил к ней Си Цзиньпин, избрав Москву для своего первого визита в качестве нового лидера Китая.

И Пекин, и Москва стремятся использовать двусторонние отношения, чтобы укрепить позиции своих лидеров внутри стран и максимально увеличить свой вес среди мировых держав. Одновременно они надеются избежать издержек, которые они могут понести, если другие страны почувствуют необходимость найти противовес обновленным связям между Россией и Китаем. Ни одна из сторон не хочет, чтобы мир воспринимал их отношения как возрожденную китайско-советскую ось времен холодной войны.

В области энергетики цель Китая – получить настолко много дешевых энергоносителей, насколько это возможно. При этом он хочет, чтобы поставки были максимально надежными, и не хочет слишком сильно зависеть от одного источника, отношения с которым могут неожиданно испортиться. Москва, со своей стороны, хочет максимально влиять на цену полезных ископаемых, которыми она торгует, и не хочет зависеть от Китая как от направления для экспорта энергоносителей.

Однако даже в свете этих расхождений иногда удивляет, насколько ограничено сотрудничество между Россией и Китаем, несмотря на огромные энергетические ресурсы России, стремительно растущие потребности Китая, географическую близость двух стран и стратегические преимущества наземных поставок, которым не способен помешать американский флот. Россия остается четвертым по значению поставщиком нефти в Китай и служит источником лишь 8% его нефтяного импорта. В области природного газа сотрудничества еще меньше.

Впрочем, сейчас ситуация, возможно, меняется. Во время саммита было много шума вокруг договоренности о строительстве газопровода между двумя странами. В дальнейшем Пекин пообещал предоставить кредитную линию на сумму 2 миллиарда долларов Газпрому - российскому газовому гиганту, обладающему хорошими политическими связями. Это может ускорить заключение долгосрочного контракта

Тем не менее, глава Роснефти Игорь Сечин заявил, что Россия и Китай пока не подписали окончательный обязывающий контракт. Камнем преткновения в очередной раз стала структура ценообразования в российском газовом экспорте. Россия хочет устанавливать цены на уровне тех выгодных сделок, которые она заключает с европейскими странами, но Китай хочет получать газ намного дешевле. В прошлом ценовые разногласия уже не раз срывали переговоры, поэтому все еще остается возможным, что еще до конца 2013 года сделку ждет крах.

В секторе вооружений Пекин хочет платить как можно меньше за современные военные технологии и технику. Россия, в свою очередь, хочет увеличить поставки оружия в Китай, но намерена избегать сделок, которые могут поставить под угрозу ее собственную безопасность.

Судя по противоречивым сообщениям СМИ, стороны, предположительно, обсуждают возможность возобновления масштабного экспорта в Китай российского оружия. Если этот экспорт восстановится, это станет большим прорывом в отношениях и, возможно, вернет те дни, когда Россия была преобладающим поставщиком оружия в Китай. С 1990-го по 2007 год 90% ввозимых Китаем обычных вооружений поставлялось Россией. В какой-то момент на долю Китая приходилось 40% российского оружейного экспорта, и объем поставок приближался к 30 миллиардам долларов.

После 2007 года поставки российских вооружений в Китай заметно уменьшились, так как Пекин начал требовать не только саму технику, но и технологии для ее создания. России не хотелось идти ему навстречу, потому что Китай не славится щепетильностью в области охраны интеллектуальной собственности, а также из-за того, что Китай мог бы использовать российские технологии, чтобы поставлять собственное оружие третьим странам – таким, как Пакистан.

Государственные китайские СМИ заявили о том, что Китай приобретет у России 24 истребителя Су-35 и четыре подводные лодки проекта "Лада". Официальное российское информационное агентство ИТАР-ТАСС опровергло эту информацию. Двигатели Су-35 мощнее и современнее тех, которые сейчас используются в китайских истребителях. Некоторые журналисты предполагали, что Китай рассчитывает приспособить технологии, использующиеся в двигателях Су-35, для разрабатываемых им сейчас стелс-истребителей. Как и в случае с поставками энергоносителей, российские официальные лица через прессу дают понять, что пока переговоры продолжаются и их окончательные результаты, вероятно, будут известны только к концу года.

Кроме того, стороны, видимо, обсуждали ряд вопросов, по которым у них сходятся позиции и интересы. В частности, речь шла о важности идеи суверенитета в международных отношениях, о Сирии, Северной Корее и Иране, а также о попытках взаимно скоординировать позицию по вопросу о создании новых международных кредитных институтов в качестве альтернативы Международному валютному фонду и Всемирному банку.

Заявив, что любая страна вправе определять свой путь к модернизации и развитию, президент Си призвал прочие страны уважать решения, которые принимают Китай и Россия, и не вмешиваться в чужие внутренние дела. Фактически это означало призыв к США и европейским странам не комментировать ситуацию с правами человека в Китае и России. Недовольный западной критикой нарушений прав человека в России президент Путин, скорее всего, был доволен китайским заявлением, намекавшим, что международному сообществу следует заниматься своими делами.

Если говорить о Сирии, Северной Кореи и Иране, то обе стороны заинтересованы одновременно в том, чтобы эти режимы не рухнули, и в том, чтобы не разгорелся межгосударственный вооруженный конфликт. И Пекин, и Москва официально выступают против получения Северной Кореей и Ираном ядерного оружия и опасных технологий, однако при этом без всякого энтузиазма относятся к жестким международным санкциям. С другой стороны, слишком мягкий курс в отношении Северной Кореи или Ирана может разозлить Вашингтон, Сеул, Токио и ближневосточные столицы. Координация политики по этим трудным вопросам международной политики нераспространения – сложная, но важная задача российско-китайских переговоров.

Наконец, вероятно, самая простая область сотрудничества между Пекином и Москвой – это создание совместно с другими странами БРИКС аналога МВФ и Всемирного банка для "развивающегося мира". Этот план обсуждался на последнем саммите БРИКС за несколько дней до московской встречи двух лидеров. Быстрый рост Китая и возвращение России к статусу великой державы дают этим странам возможность отстаивать альтернативный путь к модернизации и развитию. Создание странами группы БРИКС, объединяющей помимо России и Китая Бразилию, Индию и Южную Африку, собственного набора международных организаций может иметь для Пекина и Москвы значительную дипломатическую ценность, так как это позволит им и риторически, и фактически упрочить отношения с остальной частью развивающегося мира.

Таким образом, пока непонятно, привел ли визит Си Цзиньпина в Москву к новым стратегически значимым соглашениям. Во время саммита китайские чиновники и журналисты сделали ряд заявлений, намекавших, что были достигнуты важные договоренности в области энергетики и торговли вооружениями. Однако, по данным российской прессы, эти заявления были преждевременными и впереди стороны еще ждут трудные переговоры.

Если Москва и Пекин смогут довести до конца начатое на саммите, это означает, что произойдет укрепление китайско-российских отношений. С другой стороны, исторические подозрения, взаимное недоверие и разница стратегических интересов может, как мы уже видели в недавнем прошлом, снова помешать Китаю и России расширить сотрудничество и взаимную координацию действий.

Скотт Хэрольд и Лоуэлл Шварц – политологи, сотрудники некоммерческого, непартийного аналитического центра RAND Corporation.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров