Тезисы доклада алтайского губернатора Александра Карлина к последней сессии крайсовета

21 февраля 2008, 12:38, ИА Амител

Несколько минут назад губернатор Алтайского края Александр Карлин закончил свое выступление перед депутатами и общественностью. ИА "Амител" публикует тезисы его доклада о деятельности администрации Алтайского края по социально-экономическому развитию Алтайского края  в 2007 году и задачах на 2008 год:

В 2007 году Алтайский край достиг весомых результатов по всем важнейшим экономическим показателям. Объем промышленного производства увеличился в сопоставимой оценке на 8,9% (по Российской Федерации – на 6,3%), объем продукции сельского хозяйства – на 7,7% (по Российской Федерации – на 3,3%), оборот розничной торговли – на 15,3% (по Российской Федерации – на 15,2%). Инвестиции выросли на 28,2% (по Российской Федерации – на 21,1%), объемы жилищного строительства — на 35,8%. Внешнеторговый оборот достиг 1,3 млрд. долларов США, объем экспорта в 3 раза превысил объемы импорта. На 35% возросли налоговые и неналоговые отчисления в консолидированный бюджет края.

Достигнутые темпы экономического роста оказали влияние на повышение жизненного уровня населения. Рост реальной заработной платы, по предварительным статистическим данным, составляет 115%, реальных располагаемых денежных доходов населения – 106,2%. Уровень официальной безработицы снизился с 4,7 до 3,8%.

Созданные условия для эффективной работы сельскохозяйственной отрасли, обеспечили ее переход из стадии стабилизации в стадию развития. Валовая продукция сельского хозяйства за 2006-2007 годы выросла на 18%. В 2007 году увеличен валовой сбор основных сельскохозяйственных культур, в первую очередь, за счет интенсивного фактора – увеличения урожайности. Продолжилось восстановление поголовья крупного рогатого скота, увеличение продуктивности сельскохозяйственных животных, за счет чего производство молока в крае во всех категориях хозяйств возросло на 17 тыс. тонн, мяса – на 12 тыс. тонн. Началась реализация проектов по строительству крупных птицеводческих и свиноводческих комплексов.

В 2007 году по всем направлениям господдержки сельскохозяйственные товаропроизводители получили более 3,5 млрд. рублей, что на 59% больше, чем в 2006 году. Расходы краевого бюджета на сельское хозяйство в 2007 превысили 1,7 млрд. рублей. Объем средств, направленных на приобретение всех видов сельскохозяйственной техники и оборудования, в 2007 году превысил уровень 2005 года более чем в 5 раз.

Улучшилось финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей. В 2007 году с положительным финансовым результатом закончили год около 90% сельскохозяйственных предприятий.

В основе динамичного развития промышленности - механизмы инвестирования крупных и системообразующих инновационных проектов, позволяющих выйти на новый уровень промышленного производства. Индекс промышленного производства в добывающем секторе составил 154,8%, в обрабатывающем секторе – 110%, в секторе производства и распределения электроэнергии, газа и воды – 103,6%. Предприятия края внедряют новые технологии, создают новые продукты, товары, услуги, в том числе инновационного характера.

С целью повышения конкурентоспособности региональных производителей администрацией Алтайского края решен на федеральном уровне вопрос предоставления тарифных льгот на перевозку железнодорожным транспортом продукции зерноперерабатывающей промышленности за пределы края.

Решается задача вовлечения организаций инновационной сферы Алтайского края в программы, реализуемые на федеральном уровне. В 2007 году заключено соглашение с Российским фондом фундаментальных исследований о проведении регионального конкурса проектов в 2008-2010 годах. Край включился в процесс формирования национальной нанотехнологической сети, в наукограде Бийске создано Некоммерческое партнерство "Межрегиональный центр инноваций и нанотехнологий".

Администрация Алтайского края ведет активную работу по расширению внешних экономических связей. В 2007 году состоялось более 60 международных и межрегиональных мероприятий. Рост внешнеторгового оборота края (143,6% к уровню 2006 года) обеспечен, прежде всего, ростом экспорта, стоимостные объемы которого превысили объемы импорта почти в 3 раза.В рамках укрепления межрегиональных связей подписаны соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничествес 16 субъектами Российской Федерации.

В 2007 году в крае проделана серьезная работа по развитию и реконструкции дорожной сети. На ремонт и реконструкцию федеральной и региональной сети автодорог общего пользования, улично-дорожной сети городов направлено более 4 млрд. рублей. Более восьмисот километров дорог и семьсот погонных метров мостов капитально отремонтированы, введены в эксплуатацию новые мосты в Целинном, Чарышском, Алтайском, Троицком районах.

Большая работа ведется по развитию авиационного и железнодорожного транспорта. Планируется реконструкция аэропортов в Барнауле и Бийске. Начата подготовительная работа к участию в федеральном конкурсе на создание портовой особой экономической зоны.

В жилищно-коммунальном хозяйстве края приоритетной задачей является оптимизация работы отрасли и модернизация основных производственных фондов. За 2007 год претерпела существенные изменения система управления жилищным фондом. Доля частных организаций в этой сфере является преобладающей и на начало текущего года составляет свыше 80 процентов, при этом возрос объем оказываемых ими услуг – около 50 процентов.

В целях повышения качества жилищно-коммунальных услуг и содействия гражданам в компетентном выборе исполнителей жилищно-коммунальных услуг на территории Алтайского края создан орган по сертификации персонала и услуг, имеющий допуск в систему "Росжилкоммунсертификация". Из краевого бюджета на капитальный ремонт общежитий, находящихся в муниципальной собственности, направлено на условиях софинансирования 10 млн. рублей.

В 2007 году улучшились экономические показатели работы жилищно-коммунального хозяйства. В целом по краю при предоставлении жилищно-коммунальных услуг за 2007 год превышение доходов над расходами составило более 1,5 млрд. рублей, величина убытка сократилась в 3 раза, доля убыточных организаций – в 1,5 раза.

В 2007 году строительный комплекс края в целом демонстрирует более высокие темпы роста, чем в предыдущие годы, индекс физического объема составил 126,8 % к уровню 2006 года. К уровню 2006 года на 45,7% увеличилось производство конструкций и деталей сборных железобетонных, на 11,1% - кирпича строительного, на 14,6% - строительной извести, цемента - на 13,7%.

В крае активно ведется перевооружение предприятий промышленности строительных материалов, осваиваются новые технологии, позволяющие снизить стоимость строительства. В 2007 году запущены линии по производству газобетона, плит пустотного настила, металлочерепицы, стальных гнутых профилей, и другие производства. До 2010 года планируется увеличить производственные мощности предприятий: по производству цемента - до 1 млн. тонн, стеновых материалов - до 290 млн. шт. кирпича, материалов строительных нерудных – до 6 млн. м 3.

Развитие жилищного строительства в Алтайском крае осуществляется в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". В 2007 году построено более 7 тысяч квартир общей площадью 598 тыс.кв.м. Это в 1,4 раза выше уровня прошлого года. С целью дальнейшего роста жилищного строительства проводится работа по развитию новых площадок для застройки. При этом основной акцент делается на крупные площадки для комплексного освоения.

Край расширяет участие в федеральных программах жилищного комплексного строительства. В 2006-2007 годах в рамках национального проекта создается инженерная инфраструктура для жилищной застройки кварталов 2000, 2001 г. Барнаула, общая стоимость инвестиционного проекта составляет более 2 млрд. рублей.

В течение трех последних лет Алтайский край является одним из лидеров среди субъектов Российской Федерации по объему выданных кредитов в рамках федеральной системы ипотечного жилищного кредитования. За 2007 год объемвыданных ипотечных жилищных кредитов в крае увеличился в 1,6 раза.

В 2007 году на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище"из бюджетов всех уровней направлено 188 млн. рублей. Число молодых семей, обеспеченных жильем, увеличилось по сравнению с 2006 годом более чем в 2 раза (899 семей). С начала реализации национального проекта построено или приобретено свыше 30 тыс. кв. м жилья для молодых семей в сельской местности.

Развитие малого бизнеса является особо значимым региональным проектом. В 2007 году основное внимание было уделено развитию инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства. Созданы: Алтайский бизнес-инкубатор, единая региональная система консультационного обслуживания - краевой Центр поддержки малого предпринимательства и информационно-консультационные центры в 72 муниципальных образованиях края. Усилена финансово-кредитная поддержка предпринимательства, по сравнению с предыдущим годом возросла почти в 3 раза и составила 149 млн. рублей. В целях расширения доступа предпринимателей к банковским кредитам создан Алтайский гарантийный фонд. На капитализацию фонда направлено 50 млн. рублей, в том числе из краевого бюджета – 15 млн. рублей.

Устойчивые темпы развития региональной экономики позволили укрепить бюджетную систему. По итогам 2007 года консолидированный бюджет края исполнен по доходам из всех источников в сумме 47 млрд. рублей, что на треть выше уровня предыдущего года. Доля налоговых и неналоговых доходов в доходной части бюджета края увеличилась на 2 процентных пункта и составила 53%.

Последовательно решается задача по исполнению обязательств бюджета перед работниками бюджетной сферы и населением, а также перед поставщиками товаров и услуг для края в целом и муниципальных образований. В последние два года в крае отсутствуют долги по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, государственным и муниципальным служащим. Кредиторскую задолженность бюджета прошлых лет удалось снизить на 2 млрд. рублей.

Расходная часть бюджета имеет социальную направленность. В 2007 году на содержание и функционирование отраслей социальной сферы направлено свыше 27 млрд. рублей или 60% расходов бюджета. В структуре расходов бюджета выплаты заработной платы с начислениями составляют 39%.Расходы бюджета на социальную сферу возросли по сравнению с 2006 годом в 1,2 раза, в том числе на образование, здравоохранение и спорт – в 1,2 раза, на культуру – в 1,6 раза, на социальную политику – в 1,3 раза.

Край активно участвует в реализации приоритетных национальных проектов. Из краевого бюджета на софинансирование приоритетных национальных проектов направлено свыше 1 миллиарда рублей.

По сравнению с 2006 годом на 64% выросли расходы на поддержку отраслей национальной экономики и составили 8 млрд. рублей. На реализацию адресной инвестиционной программы в 2007 году направлено 1,8 млрд. рублей капитальных вложений. Объем финансирования мероприятий краевых целевых программ приблизился к 1,4 млрд. рублей.

Сумма банковских кредитов, привлеченных в реальный сектор экономики при участии средств краевого бюджета, направляемых на субсидирование части банковской процентной ставки, превысила 3,5 млрд. рублей. На 1 рубль расходов бюджета привлечено 24 рубля инвестиций, эффективность государственной поддержки возросла по сравнению с 2004 годом в 3,5 раза.

Проводится работа по созданию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа и игорной зоны. В 2007 году созданы органы управления особой экономической зоной туристско-рекреационного типа. В целях улучшения инвестиционного климата законодательно предусмотрены механизмы государственной поддержки резидентов зоны. Сформирован уставный капитал ОАО "Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь".

Приоритетным направлением социальной политики является поддержка семей с детьми, охрана материнства, детства, формирование ответственного родительства. Увеличен размер ежемесячного пособия на детей отдельным категориям граждан, приняты нормативные документы, регулирующие вопросы устройства в семьи детей, лишенных родительского попечения. Количество детей, переданных из детских домов в семьи, увеличилось по сравнению с 2006 годом на 86%. Увеличены средства, выделяемые из краевого бюджета на приобретение жилья для бывших воспитанников детских домов, в 2007 году их получили 117 человек (за 2002-2006 годы - 129 человек).

В крае реализуется полное обеспечение расходных обязательств государства по осуществлению более 30 видов социальных выплат и социальной поддержки в натуральной форме.

Качественные изменения произошли в системе образования. Заметно укрепилась материально-техническая база отрасли. Ресурсы, поступившие в край за период реализации приоритетного национального проекта "Образование", составили почти 1,5 млрд. рублей. Общеобразовательные школы за 2006-2007 годы существенно пополнились современным учебно-наглядным оборудованием, мебелью, компьютерной техникой.

Увеличилась заработная плата педагогов, классных руководителей, что сказалось на росте инновационного потенциала образовательных учреждений и учителей. Из краевого бюджета на поддержку инновационных школ выделено 4,5 млн. рублей, на поддержку талантливой молодежи направлено 1 млн. рублей. В системе начального профессионального образования идет процесс создания базовых площадок и ресурсных центров, на реализацию проекта в 2007 году из краевого бюджета направлено 10 млн. рублей

В рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" за два года в край дополнительно привлечено почти 3 млрд. рублей. ВАлтайском крае действуют 7 краевых целевых программ и 15 подпрограмм, в прошедшем году на их реализацию выделено 205,6 млн. рублей. Значительно увеличены объемы финансирования краевых программ, направленных на развитие специализированной медицинской помощи. Введено в строй 12 объектов здравоохранения, которые позволяют не только обеспечить доступность медицинской помощи, но и внедрить современные медицинские технологии.

В 2007 году в области охраны здоровья заметны положительные изменения, прежде всего, в оказании первичной медицинской помощи, в диагностике заболеваемости, диспансеризации населения, в укреплении материально-технической базы медицинских учреждений. Главным результатом реализации комплекса мер в здравоохранении является улучшение медико-демографической ситуации в Алтайском крае.

В 2007 году родилось 28 тыс. малышей, это на 10% больше, чем в предыдущем году. Продолжилось снижение как общей, так и преждевременной смертности, показатель отрицательного естественного прироста сократился на 29%. Эффективное использование полученных в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" аппаратов ультразвуковой диагностики позволило уменьшить показатель перинатальной младенческой смертности на 18%, а от врожденных пороков развития - более чем в 2 раза.

Расходы краевого бюджета на отрасль культуры в 2007 году по сравнению с 2005 годом увеличены в 1,6 раза, объем капиталовложений в 4 раза. Это позволило восстановить памятник истории и культуры федерального значения "Народный дом", провести полную реконструкцию краевого театра драмы им. В.М. Шукшина. Решается задача развития и укрепления материальной базы библиотек, поставленная Президентом России в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 года. Принята Концепция основных направлений развития культуры в Алтайском крае на 2007-2010 годы, реализуется краевая целевая программа "Культура Алтайского края" на 2007-2010 годы. Осуществляется грантовая поддержка творческих проектов в области культуры и искусства, ежегодно на эти цели направляется более 2 млн. рублей.

В сфере физической культуры и спорта идет системная работа по созданию условий для вовлечения в неё детей, подростков, молодежи. Успешно реализуется краевая целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Алтайском крае" на 2006-2010 годы. Количество спортивных сооружений в крае за 2007 год выросло на 167 единиц и составило 5281.

В 2007 году последовательно и успешно были реализованы ключевые программные документы. В их числе - план мероприятий по выполнению Послания Президента России и приоритетные направления деятельности органов исполнительной власти Алтайского края.

И все же, достигнутые в экономике и социальной сфере результаты являются недостаточными. Они пока не соответствуют потенциальным возможностям региона и тем показателям качества жизни, на которые вправе рассчитывать население края. В связи с этим в 2007 году разработана комплексная программа, в которой на основе серьезных исследований и расчетов определены векторы стратегического развития края до 2025 года, поставлены задачи, определены способы их достижения на ближайшие пять и десять лет.

В соответствии с комплексной программой социально-экономического развития края определены следующие приоритеты:

1. Кадры

2. Качество жизни

3. Инфраструктура

4. Инструменты развития

5. Конкурентоспособность

6. Туризм

7. Международное сотрудничество

8. Эффективная исполнительная власть.

Задачи на 2008 год:

достичь роста ВРП – на 8,5 процента, роста объемов промышленного производства не менее чем на 5 процентов, сохранить достаточно высокий уровень сельскохозяйственного производства, достигнутый в 2007 году;

привлечь в экономику края не менее 60 млрд. рублей инвестиций;

внедрить в реальный сектор экономики, включая АПК, строительный комплекс, транспорт и связь, систему управления качеством продукции, которая должна отвечать международным стандартам;

обеспечить рост доходов на душу населения в реальном выражении на 9,5 процента, снизить число граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, до 17,5 процента, создать не менее 20 тыс. новых рабочих мест.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров