Что изменилось в автостраховании в 2015 году
27 апреля 2015, 10:08, ИА Амител
На 32% больше стали в среднем получать попавшие в ДТП водители по полису ОСАГО — 42 224 руб. При этом средний размер страховой премии вырос с 3333 до 4310 руб., а количество заключенных полисов ОСАГО почти не изменилось. Такие данные привели в Российском союзе автостраховщиков, подводя итоги первого квартала текущего года. В дальнейшем они намерены усилить борьбу с "черными" автоюристами и провести консультации для судей в проблемных регионах.
По оценкам страховщиков, страховые выплаты по ОСАГО растут, а страховые премии повышаются в пределах допустимого. "Газета.Ru" оценила отчет Российского союза автостраховщиков (РСА) об итогах работы в первом квартале 2015 года и выбрала пять главных изменений и трендов, которые произошли в отрасли за это время.
Средний размер выплаты по ОСАГО вырос на 32%
Средняя сумма выплат по ОСАГО в первом квартале 2015 года составила 42 224 руб. Именно такую компенсацию в среднем получил каждый водитель, попавший в ДТП.
Это на 32% выше, чем за аналогичный период прошлого года, когда автовладельцам в среднем выплачивали 31 876 руб.
Причиной таких изменений стало увеличение в октябре 2014 года лимитов по имуществу до 400 тыс. руб. Такие данные привел президент РСА Игорь Юргенс на брифинге по итогам заседания президиума союза. Возрос и средний размер страховой премии: с 3333 руб. в первом квартале 2014 года он поднялся на 29%, до 4310 руб. Основной причиной увеличения премий, по оценке Юргенса, стало повышение тарифов по ОСАГО в октябре 2014 года.
Количество заключенных договоров по ОСАГО сократилось всего на 1%
В первом квартале 2015 года вступило в силу 8 530 132 договора по оформлению полиса ОСАГО. Это всего на 126 422 договора меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Как пояснил Юргенс, дело в общем экономическом положении в стране. При этом он подчеркнул, что на фоне других участников авторынка, к примеру дилеров и автопроизводителей, положение страховщиков остается весьма уверенным.
Страховых премий было начислено на 27% больше: за оформление полисов водителям за первые четыре месяца года пришлось отдать 36 767 091 руб., в то время как за аналогичный период в прошлом году страховщики собрали не более 28 851 848 руб.
Всего по страховым случаям было выплачено на 40% больше
Общая сумма в размере 26 471 557 руб. была выплачена российским водителям в первом квартале 2015 года. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года она возросла на 40%: тогда водители получили всего 18 854 720 руб.
Комментируя данные статистики, Юргенс отметил, что главным трендом является существенный рост выплат и он будет только нарастать по результатам второй волны увеличения лимитов по жизни и здоровью, а также расширения круга получателей возмещений.
"Считать финансовый результат страховых компаний, просто вычитая из собранной премии сумму выплат, некорректно, — отметил президент союза. —
Во-первых, убыток по договору, заключенному в определенном календарном периоде, может произойти в другом периоде, например в следующем году. В этой связи из собранной премии страховщики формируют резервы, из которых осуществляются страховые выплаты. Резервы — это не прибыль страховщика, а будущие выплаты. Поэтому их необходимо учитывать при определении финансового результата страховой организации. Во-вторых, за счет добросовестных участников рынка осуществляются выплаты из компенсационного фонда за компании-банкроты. Наконец, часть премии за неистекший период может быть возвращена страхователю, например, при продаже автомобиля. Помимо выплат страховщики осуществляют и расходы на ведение дела".
Глава РСА заявил, что готов к сотрудничеству со всеми правозащитниками и общественными деятелями в рамках новой рабочей группы по проблемам автотранспорта."У нас давно была идея о том, чтобы защитники прав автовладельцев включались в наши процессы, чтобы у них не было аргументов, которые иногда вызывают улыбку, а иногда раздражение, — сказал Юргенс. — К примеру, есть такой аргумент: "Вы собрали столько, а выплатили столько — а остальное уворовано". Так, Федерация автомобилистов России (ФАР) любит оглушать такой информацией. По этой причине на специальном заседании совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека было принято решение создать рабочую группу по проблемам автотранспорта, БДД и соблюдения прав автовладельцев".
Отметим, что председателем группы назначен сам Игорь Юргенс.
Говоря о тарифах, в РСА отметили, что многие забывают о коэффициенте "бонус-малус" (КБМ), по которому многие водители получают скидки. Так, по договорам, заключенным в 2014 году, по данным РСА, 35 млн водителей имеют понижающий КБМ менее 1, половина из них, 17,5 млн, имеют КБМ от 0,5 до 0,75, что говорит о том, что как минимум 17,5 млн человек ни разу не были виновниками ДТП.
3,6 млн вообще имеют КБМ 0,5.
Страховщики стали возвращаться в регионы
В свою очередь исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев обратил внимание на то, что РСА последнее время работал над проблемой доступности полиса ОСАГО для граждан.
"Мы понимали, что проблема есть, и стали регулярно мониторить продажи полисов в 20 самых проблемных регионах, проверять, реализуют ли страховщики полисы, — сказал Уфимцев. — И они действительно стали более активно их продавать, даже до повышения тарифов по ОСАГО, когда в офисы страховых компаний хлынули очереди желающих оформить полисы ОСАГО".
Страховщики стали возвращаться в регионы, а после повышения тарифов количество жалоб на навязывание дополнительных услуг или отказы в заключении договоров снизилось в два раза.
Борьба с автоюристами
Разбираться с "черными" автоюристами, специализирующимися на судебных тяжбах со страховыми компаниями, пообещали эксперты РСА. Для этого они намерены в рамках рабочей группы "вырабатывать методы для борьбы с автоюристами, а также готовить разъяснения для судей, работающих в краевых судах". Одним из самых проблемных регионов Уфимцев назвал Краснодар.
"В Краснодаре страховщики пытаются выстроить свою работу, но регион проблемный, — отметил Уфимцев. —
Там автоюристы просто разувают страховщиков, происходит оголтелое вымывание денег из страховых компаний.
К примеру, стоимость экспертизы, которую проводили эти псевдоюристы в прошлом году, составляла 12 тыс. руб., а в этом — уже 20 тыс. руб. Затем эта сумма взыскивается со страховщиков. Они работают следующим образом: им переуступается право требования выплаты по ОСАГО, они выигрывают суды и исчезают, закрывают свои конторы и открывают другие. Потом страховщик выигрывает суд в свою пользу, но деньги получить не с кого".Источник: Газета.Ру
Комментарии 0