В Госдуму внесен закон об уголовной ответственности за кражу госномеров
В Госдуму 12 марта был внесен проект федерального закона "О внесении изменений в статью 325 Уголовного кодекса Российской Федерации".
13 марта 2013, 06:43, ИА Амител
Как стало известно АвтоАмику, авторами законопроекта выступили депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Местные парламентарии предлагают своим коллегам ужесточить наказание за кражу регистрационных знаков с машин. Отметим, скручивание номеров приобрело в последнее время массовый характер. Многие мошенники пытаются заработать на этом, предлагая автовладельцам выкупить скрученные с машин госномера.
Депутаты Заксобрания Санкт-Петербурга предлагают переписать статью
325 УК РФ "Похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение
марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия, либо
похищение государственного регистрационного знака транспортного средства".
В частности, они вносят часть 4: "Похищение
государственного регистрационного знака транспортного средства – наказывается
штрафом до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода
осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на
срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок".
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, действующее
содержание диспозиций ряда статей Уголовного кодекса не позволяет обеспечить
уголовно-правовую защиту граждан и юридических лиц в отношении такого деяния
как похищение (снятие) государственных регистрационных знаков транспортных
средств. Отсутствие регулирования не позволяет привлечь злоумышленников к
уголовной ответственности и предпринять меры по профилактике и пресечению
данного вида правонарушений.
Действия по похищению государственных регистрационных знаков
транспортного средства не всегда могут быть квалифицированы по статье 158 УК РФ
(кража). Государственные регистрационные знаки сами по себе имеют
незначительную стоимость. При этом субъективная сторона совершения кражи
характеризуется прямым умыслом на тайное хищение, т.е. обращение в свою
собственность чужого имущества. В случае же неправомерного завладения
государственными регистрационными знаками злоумышленники ставят целью либо
последующий их возврат за плату, либо осуществляют завладение из иных
побуждений и умысла на обращение их в свою собственность не имеют.
Как подчеркивают авторы законодательной инициативы, не могут
такие действия быть квалифицированы и по статье 213 УК РФ (хулиганство), так
как хулиганство характеризуется грубым нарушением общественного порядка,
выражающим явное неуважение к обществу. В то же время неправомерное завладение
государственными регистрационными знаками происходит, как правило, в отсутствие
нарушения общественного порядка по смыслу, установленному статьей 213 УК РФ.
Не подпадают описываемые действия и под понятие
вымогательства, ответственность за которое предусмотрена статьей 163 УК РФ, так
как объективная сторона вымогательства всегда характеризуется требованием
передачи чужого имущества под угрозой применения насилия или уничтожения чужого
имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего
или его близких либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред
правам и законным интересам потерпевшего или его близких.
В настоящее время глава 32 УК РФ содержит составы со сходной
объективной стороной, например, ч. 2 ст. 325 УК РФ устанавливает уголовную
ответственность за похищение у гражданина паспорта или другого важного личного
документа (здесь следует также отметить, что паспорт не является собственностью
гражданина, и обратить его в собственность злоумышленника невозможно ввиду
особого свойства паспорта как документа, удостоверяющего личность), а ч. 3 ст.
325 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за похищение марок акцизного
сбора, специальных марок или знаков соответствия, ст. 326 УК РФ устанавливает
уголовную ответственность за подделку или уничтожение идентификационного номера
транспортного средства.
"В то же время
неправомерное завладение государственными регистрационными знаками влечет
невозможность использования транспортного средства под угрозой
административного наказания, фактически ограничивает право собственности и
создает для владельцев транспортного средства существенные трудности, связанные
с необходимостью их восстановления или замены, сопряженные со значительными
временными затратами, или же вынуждает граждан идти на требования
злоумышленников в отсутствие надлежащей уголовно-правовой защиты общественных
интересов", - считают депутаты.
В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Верховного
Суда РФ 27 декабря 2002 года № 29 "О судебной практике по делам о краже,
грабеже и разбое" не образуют состава кражи или грабежа противоправные
действия, направленные на завладение чужим имуществом не с корыстной целью, а,
например, с целью его временного использования с последующим возвращением
собственнику либо в связи с предполагаемым правом на это имущество. В
зависимости от обстоятельств дела такие действия при наличии к тому оснований
подлежат квалификации по статье 330 УК РФ (самоуправство) или другим статьям Уголовного
кодекса Российской Федерации.
Авторы законопроекта также подчеркивают, что и квалификацию
по самоуправству в данном случае нельзя признать удачной, так как в указанном
пункте Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации говорится о
временном использовании имущества с последующим возвращением его собственнику,
которым владелец автомобиля в отношении государственных регистрационных знаков
не является.
"Объективная сторона
предлагаемого настоящим проектом основного состава преступления состоит в
неправомерном завладении государственным регистрационным знаком транспортного
средства (тот случай, который не может быть квалифицирован по статье 213 УК РФ
– хулиганство). Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. По
характеру и степени общественной опасности - преступление небольшой тяжести",
- резюмируют парламентарии.
Комментарии 0