В судах Барнаула – наплыв дел о об избиении детей

Газета "Вечерний Барнаул" исследует проблему

27 марта 2008, 16:02, ИА Амител

Не находя других аргументов в воспитании детей, отцы все чаще хватаются за ремни. А дети все активнее идут в суд. В судах Барнаула – наплыв дел о порках.

Отцовский ремень

В судебный процесс вылился вполне рядовой случай из жизни восьмилетнего барнаульского школьника Вити Волошина, который жил в семье вместе с отцом и мачехой. Однажды Витя долго катался на горке и вернулся домой поздно вечером. Одежда на нем был мокрая, и мачеха поставила мальчика в угол за то, что он "так устряпался и задержался". Вите такое обращение не понравилось, и он стал плакать: "Что ты меня в угол ставишь ни за что?" В этот момент пришел с работы отец. Увидев, что одежда у сына мокрая, он тоже прочитал ему нотацию. Витя психанул и буркнул в ответ что-то грубое. Отец реплику услышал, взял ремень и хлестнул сына пару раз по плечу, после чего снова поставил в угол. Витя почувствовал, как плечо обожгла острая боль. Когда родители вышли из комнаты, обиженный мальчишка потихоньку собрал свои вещи, выскользнул из квартиры и убежал к старшей сестре, которая жила неподалеку. Он боялся, что отец его снова накажет.

Когда мальчик, всхлипывая, рассказал сестре эту историю, она отвела брата в милицию. Ему провели судебно-медицинскую экспертизу и нашли на плече два кровоподтека. Отцовское "воспитание" привело его в суд. Интересы мальчика представляла его сестра. Правда, до приговора дело не дошло. Во время процесса отец и сын помирились.

Маловато ягоды в ведерке

В большинстве случаев дело заканчивается примирением сторон. Впрочем, некоторым взрослым все-таки приходится платить штраф за рукоприкладство до 40 тысяч рублей, а кое-кто даже попадает на исправительные работы до шести месяцев, как это случилось с отцом одного не самого благополучного барнаульского семейства Анатолием.

Проблемы в семье Прохоровых начались давно. Мать Валентина жила без мужа, воспитанием своих детей почти не занималась, увлекалась спиртным. В результате пятилетнего Диму и трехлетнюю Олю у нее забрали и поместили в детский дом. Тем временем мамаша нашла себе нового гражданского мужа Анатолия. На выходные она забирала деток домой. Как-то раз во время очередного "родительского дня" Валентина, ее новый муж и дети отправились в лес пособирать всей семьей ягоду. Но семейной идиллии на природе не получилось. Отчим за ягодой не пошел, поскольку все радости жизни обрел еще утром, отыскав их на дне бутылки. Оставшуюся часть дня он спокойно проспал в машине.

Проснувшись к вечеру, Анатолий заглянул в ведерки и просто взбеленился. "Вы почему насобирали так мало ягоды?!" - заорал мужчина на жену и детей. С этими словами он взял в машине ремень и направился к Диме и Оле, решив повоспитывать их за недостаток трудолюбия. Мальчик с девочкой бросились наутек в сторону кладбища. Отчим бежал за ними, продолжая матерно ругаться, что нарвали мало ягоды. Погоня длилась недолго. Вскоре мужчина настиг детей и принялся охаживать ремнем. Мать кричала мужу: "Успокойся", но тот ее не слушал. Экзекуция продолжалась 20 минут. Шлепки, правда, были не очень сильные, но оставили синяки и кровоподтеки. По заключению экспертизы побои не принесли вреда здоровью Димы и Оли, тем не менее они были сильно напуганы. Валентина написала на сожителя заявление. Свою вину он не признал, но доказательств на телах детей отпечаталось более чем достаточно. Суд приговорил Анатолия к четырем месяцам исправительных работ с удержанием десяти процентов из заработка в пользу государства. А поскольку он уже имел непогашенную судимость за попытку кражи, то сроки сложили. Так что в общей сложности папаша-воспитатель заработал 2 года 1 месяц в колонии общего режима.

О сантехниках и козлах

"Воспитательный подзатыльник" чужому ребенку тоже может привести в суд. Однажды четырнадцатилетний Сережа пришел домой из школы. Хотел умыться, и тут на кухне сорвало горячий кран. Мальчишка позвонил в ЖЭУ и вызвал сантехника, а сам схватил ведро и тряпку и принялся выгребать с пола горячую воду. Силы были неравными, вода прибывала. Примерно через час пришел сантехник. Сережа попросил, чтобы он перекрыл воду в подвале: "А то мы соседей сейчас затопим". Однако мужчина не очень-то разбежался выполнять его просьбу: "Не-е, надо идти на рынок, кран покупать". Словесная перепалка закончилась ничем. Поняв, что одному со стихийным бедствием ему не справиться, Сережа сбегал за соседями, стали выгребать воду вместе.

Увидев, что за запчастями бежать никто не собирается, сантехник, наконец, пошел в подвал перекрывать кран. В этот момент вернулась с работы мама Сережи. Ужаснувшись катастрофе, царящей в квартире, мама бросилась на кухню вытирать пол. "А почему сантехник сразу-то воду не перекрыл?" - крикнула из кухни женщина. "Да не сантехник, а козел какой-то", - ответил из туалета Сережа, выливая очередное ведро. Мальчик не видел, что сантехник уже вернулся из подвала и практически стоит у него за спиной. Столь низкая оценка его человеческих качеств мужчине явно не понравилась. Подскочив к мальчику, он схватил его пятерней за лицо и с силой сжал. Лицо обожгла боль, у мальчика начался приступ бронхиальной астмы, и он стал задыхаться. Отпустив подростка, сантехник вышел из квартиры. На коже у парня отпечатались следы от его пятерни. Мама тут же обратилась в милицию, поскольку считала, что никто не имеет права поднимать руку на ее ребенка. Мужчине грозил штраф, но в суде стороны примирились.

Так что у детей тоже есть достоинство и право на защиту от побоев. Такого мнения придерживается современное российское законодательство. Конечно, не все с этим согласятся. В любом случае вопрос, как сильно нужно усердствовать, решив повоспитывать своего или чужого ребенка, - это личное дело каждого родителя. Просто стоит помнить, что в некоторых случаях государство может заняться "воспитанием" погорячившегося взрослого.

Стас СИДОРКИН.

Информацию предоставила старший помощник прокурора Центрального района Лариса Иванова.

Имена персонажей изменены.

Бить или не бить?

Педагог-психолог городского психолого-педагогического центра Нина ГРИГОРЬЕВСКАЯ:

- Бить или не бить детей – вопрос неоднозначный, и даже психологи еще не до конца договорились, можно это делать или нельзя, - говорит Нина Николаевна. - Но лично мое мнение, что насилие никогда не приведет к положительным результатам. Используя насилие в воспитании, мы не создадим свободную личность. И когда-нибудь насилие над ребенком возвратится к нам же, родителям, или к другим людям.

Одно из возможных последствий – дедовщина. В семье ребенок слабенький, он не может поднять руку и ответить маме или папе, тем более что на это существует врожденный запрет. Поэтому он ищет более слабых вне дома и отыгрывается на них. Дедовщина же бывает не только в армии, но и в школе. Каждый слабый ищет себе еще более слабого, чтобы отомстить. Во-вторых, насилием, не только физическими наказаниями, но и криком, унижением, ребенка можно сломать, если у него не очень сильный характер. В-третьих, он может выскользнуть из-под нашего влияния, уйти "на улицу".

Хотя некоторые психологи считают, что иногда физическое наказание оправдано. Но только в тех случаях, когда родители имеют очень высокий авторитет у своих детей и уверены на сто процентов, что их любят, когда дети доверяют своим родителям. В любом случае нельзя доходить до жестокости.

- Если все-таки согласиться, что телесное наказание допустимо, то где проходит граница, как определить, что вот такое наказание еще приемлемо, а такое – это уже слишком грубое насилие?

- Во-первых, наказание не должно быть с пылу с жару, избиением в отместку. При этом нельзя кричать, бить в состоянии аффекта. По мнению некоторых психологов, если родитель все же решается на порку, то ударил один раз, и хватит. Главное, чтобы ребенок задумался. Потом, через какое-то время, надо подойти к ребенку и обязательно объяснить ему, почему его наказали. Грань допустимого наказания должен провести только сам взрослый. Все зависит от того, какой ребенок. Есть дети, которых и пальцем тронуть страшно, потому что может травма остаться на всю жизнь.

- Какие существуют альтернативные способы наказания? Как показать ребенку, что он был не прав?

- На разные проступки должны быть и разные меры наказания. В зависимости от возраста. В маленьком возрасте мы воспитываем в основном через подражание. Когда ребятишки подрастают, то мы воспитываем их через убеждение, объясняем, рассказываем, почему так нельзя делать, а так можно. Наказанием могут быть даже нахмуренные брови папы или мамы, лишение какого-то удовольствия. Чем старше ребенок, тем более открытыми перед ним мы должны быть, больше разъяснять.

И, кроме того, дети должны заранее знать, что произойдет после того, как они нарушат какой-то запрет. Это нужно оговаривать.

И, конечно, детей можно воспитывать через поощрение. Есть в психологии и педагогике такое понятие – позитивное подкрепление. Если мы хотим воспитать какую-то полезную привычку, то нужно замечать все хорошее, что есть в ребенке, все его стремления в освоении позитивного поведения, говорить: "Как это здорово, как я рад".

Адрес городского психолого-педагогического центра: пр. Комсомольский, 77, т.: 36-30-48, 38-03-77.

Стас СИДОРКИН.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров