Большинство россиян полагают, что результаты социологических опросов отражают реальное мнение граждан
13 ноября 2009, 08:00, ИА Амител
Опыт участия в опросах общественного мнения имеют треть россиян (31%) старше 18 лет (35% в 2005 г.).Участники исследовательских проектов - это, как правило, женщины (33%), молодежь (36%), жители крупных городов (38%), высокообразованные (38%) и материально обеспеченные россияне (34-35%). Впрочем, двум третям опрошенных (66%) ранее участвовать в социологических исследованиях не доводилось. Реже всего в роли респондента оказываются малообеспеченные (74%), малообразованные (82%) сограждане, пенсионеры (76%), москвичи и петербуржцы (71%).
Хотя большинство наших сограждан полагают, что результаты социологических опросов отражают реальное мнение граждан, за последние годы таких респондентов стало несколько меньше: в 2005 году в этом были убеждены 76%, сейчас - 67%. Напротив, растет доля тех, по мнению которых, результаты массовых опросов не отражают действительности (с 14% до 19%). Верить результатам опросов склонны, в первую очередь, селяне (72%), россияне моложе 34 лет (72-73%) и те, кто участвовали в них в качестве респондентов (70%). Считают их несоответствующими действительности, как правило, жители средних и более крупных городов (21-22%) и те, кто никогда не участвовал в них (20%).
За последние годы уровень информированности россиян об организациях, занимающихся социологическими исследованиями, несколько снизился: больше стало тех, кто ничего не знает о них (с 55 до 61%). Только 38% наших сограждан осведомлены о таких компаниях: 5% - хорошо, 33% - что-то слышали о них. Лучше всего об организациях, занимающихся исследованиями общественного мнения, информированы дальневосточники (47%) и высокообразованные респонденты (46%). Напротив, ничего не знают о таких компаниях жители Северо-Западного округа и уральцы (по 72%), а также малообразованные россияне (81%).
Хотя большинству россиян, как и в предыдущие годы, трудно назвать организации, проводящие в России массовые опросы, таких респондентов с каждым годом становится меньше (с 79% в 2005 году до 74% в текущем году). Наиболее известными компаниями являются ВЦИОМ (его называют 13%) и Фонд "Общественное мнение" (7%). Реже упоминают "Левада-центр" (3%) и РОМИР (2%). За прошедшие годы россияне стали чаще упоминать ВЦИОМ (в 2005 году его называли 6%, сейчас - 13%) и реже - ФОМ (с 12 до 7%).
Отвечая на вопрос "с подсказкой" (закрытый, с перечислением возможных вариантов), россияне лучше ориентируются в компаниях, занимающихся социологическими исследованиями. Тем не менее, лидеры по узнаваемости те же: ФОМ (44%) и ВЦИОМ (34%). В числе прочих узнаваемых организаций - Левада-центр (13%), Мониторинг.ру (10%), РОМИР (7%) и Институт Гэллапа (6%). По сравнению с 2005 годом, россиянам стали более знакомы такие названия, как ВЦИОМ (с 20 до 34%) и Левада-центр (с 5 до 13%). Чуть меньше знают ФОМ (44% против 48% в 2005 году). 2% сообщили, что "знают МИРОМ" (мифическая организация, включенная нами в опрос для выявления артефактов, т.е. ложного знания).
Как Вы думаете, результаты опросов общественного мнения в целом отражают или не отражают действительные мнения граждан? (закрытый вопрос, один ответ) |
|||
2005 |
2008 |
2009 |
|
Безусловно, отражают |
25 |
14 |
18 |
Скорее отражают |
51 |
55 |
49 |
Скорее не отражают |
12 |
13 |
16 |
Безусловно, не отражают |
2 |
2 |
3 |
затрудняюсь ответить |
10 |
17 |
14 |
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 7-8 ноября 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Комментарии 0