«Интер-алко»: Кризис алкогольного рынка стал результатом грубого вмешательства некомпетентных людей

09 января 2007, 07:29, ИА Амител

В прошлом году участникам алкогольного рынка пришлось пережить немало потрясений. Это и простой производителей, неразбериха с ЕГАИС и акцизными марками, проблемы с получением лицензий, необходимость увеличения уставного капитала, и многие другие "сопутствующие" проблемы. Однако Алтайский край, как утверждают чиновники, сумел минимизировать потери от общей неразберихи из-за своевременной подготовки. Об этом пишет ИД "Алтапресс".

Для алкогольного рынка 2006 год начался 31 декабря 2005-го, когда были утверждены поправки в ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Требование наклеивать на бутылки новые акцизные марки обернулось остановкой практически всех заводов. Налоговая служба начала выдавать марки только в конце января, а производство восстановилось только в начале февраля. Одновременно ликероводочные заводы (ЛВЗ) и спиртзаводы решали проблему лицензирования, увеличения уставного капитала до 50 млн. рублей и установки ставшей пресловутой ЕГАИС, без которой работать после 1 июля было нельзя. ЕГАИС обошлась каждому производителю порядка в 300 тыс. рублей. Правда, 28 июня правительство перенесло срок ее введения на 1 февраля 2007 года. Но деньги-то уже были потрачены.

В результате этих и некоторых других факторов на рынке началось сокращение числа производителей. В декабре в Алтайском крае работали только пять предприятий - СТС, "Тейси", Иткульский спиртзавод, Родинский спиртзавод (он был открыт осенью этого года компанией "Магис") и Бийский спиртзавод. Последний сумел решить проблемы с получением лицензий только в ноябре 2006 года, войдя в состав корпорации "Росспиртпром". Каменский ЛВЗ был присоединен к Иткульскому заводу, а на БЛВЗ началась процедура банкротства. В стадии конкурсного управления находится сегодня и Змеиногорский ЛВЗ.

При этом мрачные прогнозы по сокращению объемов производства спиртного в крае не оправдались. В начале 2006 года отмечалось, что производство спирта должно упасть на 10%, а водки и ликероводочных изделий - больше чем на 50%. Однако, по последним данным краевого Управления пищевой и перерабатывающей промышленности, спирта произвели на 4%, а водки - на 1,4% больше, чем в 2005 году. "У нас не возникло особых проблем, потому что вовремя была установлена ЕГАИС на всех предприятиях и получены лицензии. Кроме того, был запущен долго простоявший Бийский спиртзавод", - отметил начальник управления Николай Кустов.

Сами производители об итогах года пока категорически отказываются говорить. По мнению же Николая Кустова, потрясений они не испытают, "если законодатели не приготовят очередного сюрприза". По его словам, в следующем году одним из приоритетных направлений развития отрасли станет увеличение производства спирта в крае, чтобы "стабилизировать качество продукции" местных ЛВЗ.

Серьезному переделу подвергся сегмент реализации. Из-за ужесточившихся требований по лицензированию сократилось число оптовиков. В крае, по мнению экспертов, их стало меньше на 10-15%. С 1 июля право торговать водкой потеряли индивидуальные предприниматели. В июне Вадим Кузнецов, начальник краевого Управления по развитию предпринимательства и рыночной инфрастуктуры, отметил, что "в ближайшее время перестанут действовать более 4 тыс. объектов по продаже алкоголя". Это более половины имевшихся на тот момент точек продаж водки в крае. Большая часть из них - магазины в сельской местности, где предприниматели не смогли обеспечить необходимый по закону размер уставного капитала. В итоге они начали объединяться, создавая одно юридическое лицо. Общая потеря розничного сегмента составила сегодня около 40% игроков.

Что касается цен на крепкий алкоголь, то в среднем за год их увеличение составило 10-15%. Первый раз цены повысились в начале года из-за простоя заводов. Второй раз - после 1 июля 2006 года, когда оптовики прекратили работу, так как введение ЕГАИС отменили только для производителей.

Что ждет рынок в будущем, его участники говорить отказываются. Их можно понять - продолжается неразбериха с ЕГАИС, введение которой для производителей перенесли на 1 июля 2007 года. Кроме того, правительство уже озвучило идею установления единой цены на водку на территории всей страны. Так что следующий год для всей отрасли может вновь начаться с сюрпризов.


Татьяна Лохова, специалист по маркетингу компании "Интер-алко" так комментирует ситуацию:

- Можно смело заявить, что кризис алкогольного рынка стал результатом грубого вмешательства некомпетентных людей в нашу отрасль. Примерно каждые три года на рынке возникает определенный кризис, но ситуация 2006-го стала из ряда вон выходящей. Начало было положено еще весной, когда был введен запрет на реализацию продукции из Молдовы и Грузии. А мрачным венцом стала перемаркировка ввозимого алкоголя. Еще более усугубило ситуацию то, что ответственные за этот процесс органы власти были абсолютно не подготовлены к выполнению своих функций. Как следствие, на полках не стало качественной импортной продукции, а рост "серых" продаж увеличился. Рынок выстоял не благодаря помощи правительства, а вопреки всему. Положительным фактором можно назвать стабильный уровень цен на вновь появившуюся продукцию. Но, к сожалению, кризис откинул нашу страну на несколько лет назад.

Справка:

Сколько произвели крепкого алкоголя алтайские предприятия (по сравнению с 2005 годом)

Водка и ликероводочные изделия - 101,4% (1,5 млн. дкл)

Этиловый спирт - 104% (772,5 тыс. дкл)

Пиво - 114% (99,59 тыс. дкл)

Примечание: приведены данные за 11 месяцев 2006 года.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров