Исламовед: ваххабизм распространяется в российских тюрьмах
05 декабря 2012, 14:38, ИА Амител
"Все чаще мы сталкиваемся со случаями, когда религиозные экстремисты, оказавшись в местах заключения, разворачивают пропаганду среди сокамерников, беспрепятственно вербуя себе сторонников, зачастую даже с большим успехом, чем на свободе", — констатировал Раис Сулейманов.
В качестве примера эксперт привел случай исправительной колонии №2 в Ульяновской области, где отбывал срок Валерий Ильмендеев. Этнический чуваш, он принял еще на свободе ислам ваххабитского толка и вступил в ряды "Ульяновского джамаата", за что и был осужден 2006 году. Оказавшись в колонии, Ильмендеев развернул агитацию среди заключенных, превратил место отбытия наказания в своеобразный вербовочный лагерь. В молельной комнате колонии он без особого труда вел лекции среди уголовников, давал слушать через аудио-плееры проповеди Саида Бурятского, распространял видеоролики "Имарата Кавказ", ваххабитскую литературу. Аудио- и видеопродукция, литература поступала из-за пределов колонии. У "джамаата" хранился даже свой флаг, имелась "байтулмал" — казна, которая пополнялась деньгами, в том числе с "воли". При этом администрация колонии первоначально не обращала внимания на регулярные собрания группы Ильмендеева, полагая, что заключенные там просто молятся. Вскоре была создана "шура" (совет). "Амиром" был избран Ильмендеев.
"Фактически колония превратилась в своеобразный пункт по идеологической вербовке новых членов "Имарата Кавказ". С точки зрения идеологии ваххабизма отбывание наказания в тюрьме – это "нахождение в плену у "неверных", поэтому после отбытия наказания члены "джамаата" должны встать на путь "моджахедов", — заметил исламовед Раис Сулейманов.
После обнаружения ячейки на территории колонии Ильмендеев был этапирован в Мурманскую область, где тоже развернул свою пропагандистскую деятельность среди заключенных, а в Ульяновской области его деятельность продолжил Рамис Ахмеджанов, выполняя функции "амира". В настоящее время правоохранительными органами ведется расследование дела о создании "тюремного джамаата".
"Со стороны экспертов уже неоднократно звучат предложения о необходимости изоляции религиозных экстремистов от остальной части заключенных путем либо помещения их в одиночные камеры, либо создания отдельной колонии для них, где также они будут находиться отдельно друг от друга. Популярность исламского фундаментализма среди уголовной среды объясняется тем, что ваххабизм отвергает социальную иерархию тюремного сообщества. Для ваххабитов нет "мужиков", "фраеров", "блатных" и даже "петухов" — все они "братья", — полагает исламовед.
Напомним, аналогичный случай зарегистрирован и в Алтайском крае. В конце 2010 года
по материалам УФСБ России по Алтайскому краю судом Ленинского района г. Барнаула осужден гражданин России Булат Гаянов.
В поле зрения сотрудников УФСБ Гаянов, отбывающий наказание в
исправительном учреждении УФСИН России по Алтайскому краю, попал в
сентябре 2009 года. Оказавшись в колонии, он развернул активную
деятельность по формированию из числа осужденных ячейки запрещенной
международной террористической организации "Партия исламского освобождения" ("Хизб ут-Тахрир аль-Ислами").
В
ходе бесед на религиозные темы заключенным настойчиво внушалась мысль о
необходимости создания на территории Российской Федерации исламского
Халифата, введения норм шариата. Цитировалась запрещенная экстремистская
литература международной террористической организации "Партия
исламского освобождения" ("Хизб ут-Тахрир аль-Ислами"), основоположника
ваххабизма Абдул Вахаба.
Более года понадобилось сотрудникам УФСБ для документирования проводимой Гаяновым деятельности.
Комментарии 0