Мороз в Барнауле: под угрозой – яблони и автомобили
26 января 2012, 14:58, ИА Амител
Пресс-служба Главного управления МЧС России по Алтайскому краю уже поспешила предупредить жителей об осторожном обращении с огнем: во время морозов основная причина пожаров – неисправность печей и дымоходов. Только с 21 по 23 января в крае произошло 43 пожара, и подавляющее большинство из них – в частном секторе. Согласно оперативному предупреждению спасателей, в ближайшие дни возможны морозы до 40 градусов.
Пожалуй, труднее всего в эти дни приходится автомобилистам – завести машину, особенно простоявшую на сильном морозе несколько часов, может быть очень непросто. Причем проблемы возникают не только у владельцев старых автомобилей – как говорят механики, электроника современных авто, напичканных всевозможными сложными приборами, нередко дает сбои в такую погоду. "Могу посоветовать автовладельцам не мудрить и не пытаться устранить такую поломку самостоятельно, - говорит Дмитрий, автомеханик одного из крупных сервисных центров, – может быть опасно для автомобиля не только то, чтобы приехать своим ходом, а даже притащить его на тросе. Поэтому, кстати, многие привозят нам своих железных коней на эвакуаторах".
Казалось бы, в такую погоду пробок должно становиться меньше, потому что многие просто не рискуют выгонять свои машины из гаражей, однако это совсем не так – как нас заверили в ГИБДД, интенсивность транспортного потока не уменьшилась, а пробок на дорогах образуется еще больше. И дело тут не только в ДТП (а их количество, кстати, увеличилось) – частенько на морозе автомобили просто ломаются и сразу же образуют заторы. Полиция постоянно ведет опрос водителей на тему сломанного и брошенного на трассе транспорта – подобные случаи в морозы возникают регулярно.
Особую популярность в последнее время приобрели так называемые автоспасатели, которые предлагают свои услуги по отогреву и запуску двигателя. Принцип работы довольно прост: мотор укрывается тканью, затем под машину устанавливается специальная печка, которая просто нагнетанием горячего воздуха отогревает двигатель. При необходимости автомобиль еще "прикуривают", прокаливают свечи и т. д. Услуги таких "автоспасателей" стоят недешево, однако у разных специалистов расценки довольно серьезно отличаются в зависимости от сложности работ, – за то, чтобы завести машину, нужно будет выложить от 500 до 2100 рублей.
Одного из таких умельцев по имени Александр мы застали по телефону в дороге – он спешил на очередной заказ. "Работы сейчас очень много, на сегодня с утра было шесть заказов, но наверняка еще добавятся, - говорит наш собеседник, - люди записываются на день-два вперед. В последние пять дней живем в таком режиме: уезжаем на отогрев в половине седьмого или в семь, возвращаемся домой к трем-четырем утра. Пару часов на сон – и снова за работу. Бывали у нас, конечно, случаи, когда машину вообще завести невозможно – например, из-за постоянного автозапуска в глушителе образовался конденсат, и он весь промерз. Отогреть его – задача нереальная. Если не получается, то и денег с клиента не берем – оплата после того, как завелся. В среднем отогрев нормальной, "не убитой" машины занимает 30-40 минут. Что интересно, чаще всего приходится иметь дело с "ниссанами" - уж не знаю, какая там у них конструктивная особенность, но заводиться на морозе они почему-то не хотят. Бывает, у "тойот" попадаются очень вредные и капризные двигатели, а вот с "хондами" работать – одно удовольствие. Не было еще ни одного случая, чтобы мы не могли их завести".
Барнаульский автовокзал из-за сильных морозов за последние дни отменил уже несколько десятков междугородных рейсов. Кстати, если верить его сайту, самые лютые морозы были не в Барнауле – в Алейске и Бийске столбики термометров опускались до минус 40-45 градусов. Автобусы не смогли уехать в Алтайское, Благовещенку, Бийск, Верх-Кучук, Заринск, Колывань, Краснощёково, Онгудай и многие другие населенные пункты.
Как рассказали в НИИ садоводства Сибири им. Лисавенко, пока в окрестностях Барнаула столбик термометра опускался до минус 35 градусов ночью и минус 25-27 градусов днем. Такие холода не слишком критичны для садоводческих культур, однако в зоне риска уже земляника, а также ослабленные прошлыми морозными зимами и плохим поливом слабозимостойкие породы – груши, яблони и т. д. "Особенно это актуально для тех деревьев, которым уже много лет, – их корни залегают глубоко, а этим летом осадки не проникали глубоко в почву, - говорит Иван Пучкин, руководитель селекционного центра института, кандидат сельскохозяйственных наук. – Растения получали мало влаги, а значит, и мало питательных веществ – из-за морозов они могут пострадать, но вряд ли очень сильно. Правда, если прогнозы синоптиков подтвердятся и морозы усилятся и продлятся еще длительное время, то это повредит уже очень многим растениям. Всем садоводам-любителям, которые хотят сохранить свою землянику и ослабленные растения, могу посоветовать укрыть их снегом, и чем быстрее – тем лучше. У себя в дендрарии мы помогаем перенести зиму особо ценным и слабым к морозам растениям – укрываем их соломой, лапником и снегом".
Проблемы могут возникнуть и у крестьян. По словам Бориса Леконцева, начальника отдела наблюдения за погодой Алтайского краевого гидрометеоцентра, такой бесснежной зимы на Алтае не было с 1967 года, а значит, велика вероятность потерять много озимых.
Удивительно, но, несмотря на то, что в такую погоду хороший хозяин собаку на улицу не выгонит, барнаульские фанаты велосипедов продолжают кататься. Конечно, таких любителей экстрима немного, но даже единичные случаи вызывают особенный интерес. "Конечно, кататься холодно, особенно руки мерзнут, но все равно скучаешь же по велосипеду за эти зимние месяцы, - рассказывает Сергей Феллер, велосипедист со стажем. – Кататься зимой – это особенный драйв, ощущения совсем другие, нежели летом. Нужно гораздо сильнее контролировать себя – каждый раз думать над тем, как войти в поворот, чтобы не улететь с велика. Правда, все равно каждый раз, когда выходишь зимой кататься, улетаешь регулярно – скользко ведь, но падать не больно, потому что кругом снег, тем более ты в зимней одежде".
Корректировать планы тренировок и подготовок к соревнованиям приходится и традиционным "зимним" спортсменам. "Сейчас мы стараемся больший упор делать на силовые тренировки в спортзалах, - рассказывает Андрей Угаров, президент Союза биатлонистов Алтая. - Стрелковые занятия проводим в тире. Вообще, на соревнованиях приняты свои нормы: для юношей критичной считается температура ниже минус 20 градусов, для взрослых – ниже минус 24. Уличные тренировки, разумеется, в такую погоду тоже нежелательны – мало того, что можно просто простудиться, так еще и скольжение лыж серьезно затрудняется".
В прошлые годы при сильных и длительных морозах замораживалось и строительство у целого ряда компаний: в минус 35 с ветром на высоте этажа, скажем, девятого любому нормальному человеку работать будет невыносимо. Однако, как нам рассказали в краевой инспекции по труду, основной закон в этой сфере – Трудовой кодекс – не указывает, при какой температуре "за бортом" нужно прекращать работать на свежем воздухе. Зато он обязывает работодателя создать нормальные условия работы: при сильном морозе необходимы технологические перерывы, помещения, где можно погреться, и т. д. Пока, как заверяют в ведомстве, никаких жалоб от работников к ним не поступало.
В холода у нас поменялся даже рацион питания – возможно, мы сами себе в этом отчет и не отдаем, но данные предприятий общепита говорят об этом совершенно отчетливо. В ресторане "Визит", к примеру, нам рассказали, что сейчас барнаульцы предпочитают есть больше горячего и острого – такие блюда обладают согревающим эффектом. Даже традиционные русские пельмени, которые, кажется, всегда популярны, зимой пользуются особым спросом.
Если верить прогнозам синоптиков, морозная погода продержится на Алтае до конца месяца – в начале февраля можно ожидать потепления. А до этого времени нужно тепло одеваться и питаться горячими и острыми блюдами.
Кстати
С 17 по 24 января в колл-центр "Барнаульского водоканала" поступило более 160 звонков от жителей города, связанных с работой водоразборных колонок. Основная проблема – перемерзание. Чаще всего мерзли так называемые тупиковые колонки, которыми пользуются очень редко, или же колонки, которые подсоединены к трубопроводу, проложенному с нарушением строительных норм – то есть не на положенные 2,4 метра, а выше. Отогрев был организован таким образом, чтобы колонки не простаивали больше суток, бригады Водоканала использовали специальную технику. Напомним, во время подготовки к зиме предприятие провело масштабную работу по утеплению водоразборных колонок, и это дало положительные результаты – в основном звонки с жалобами стали поступать в колл-центр только когда температура опустилась ниже минус 30 градусов.
Фото Андрея Чурилова
Комментарии 0