Деньги есть, но не до жиру. Угрозы и возможности бюджета края на 2022 год

Главный финансовый документ Алтайского края на 2022 год вырос. Но коррективы может внести пандемия и инфляция

26 ноября 2021, 17:28, ИА Амител

Фото: Екатерина Смолихина / amic.ru
Фото: Екатерина Смолихина / amic.ru

Бюджет Алтайского края на 2022 год принят на очередной сессии АКЗС 26 ноября. Региональная казна выросла относительно 2021 года (доходы подросли на 17,2 млрд рублей, расходы – на 21,5 млрд, – прим. авт.). Однако эксперты считают, что на некоторые направления может не хватить денег из-за инфляции. Впрочем, на отдельные статьи расходов средств заложили больше прошлогоднего уровня: например, на строительство дорог и расселение ветхого жилья. 

Между первым и вторым чтением в закон о бюджете от фракций регионального Заксобрания поступило более 130 поправок на общую сумму 8,8 млрд рублей. Свыше 120 из них были приняты. Но, несмотря на рост большинства показателей и в целом позитивную динамику, бюджет-2022 вызвал немало критики и споров в первом чтении документа. Зато ко второму чтению депутаты и эксперты пришли к согласию, поэтому почти все парламентарии (кроме фракции КПРФ) утвердили краевую казну на 2022 год. Что угрожает главному финансовому документу региона и как планируют изменить подход к тратам краевой казны, разбирался amic.ru. 

Угроза для бюджета

Одна из главных угроз для реализации всех планов, заложенных в бюджет Алтайского края, это взлетевшая инфляция. Экономисты, в том числе и Центробанк, прогнозируют, что к концу 2021 года она превысит 8%. В Алтайском крае в октябре инфляция уже пробила отметку в 10%. Однако в прогнозе социально-экономического развития края на 2022-24 годы, который и берут при разработке бюджета за основу, она была заложена на уровне лишь 4%. Очевидно, что по факту рост цен окажется выше. А значит такой "оптимистичный" расчёт может привести к тому, что расходы придётся сокращать.

Тем не менее некоторые статьи расходов алтайский Минфин всё же повысил на уровень, близкий к реальной инфляции. В первую очередь это касается зарплат бюджетников. Так, ко второму чтению предусмотрена индексация заработной платы на 15,9% – почти в два раза выше инфляции – для отдельных категорий, подпадающих под действие указов президента РФ: медработников, учителей.

Кроме того, по итогам 2022 года вырастет зарплата и других бюджетников: с 1 января 2022 года её увеличат на 6,4%, затем, с 1 октября, ещё на 4%. Учли в бюджете и новые размеры МРОТ и прожиточного минимума, увеличенные по инициативе президента на 8,6% (до 13 890 и 12 654 рублей соответственно) – то есть на уровень реальной инфляции.

А вот увеличения социальных пособий выше роста инфляции не заложили: на это потребовалось бы ещё порядка 800 млн сверху, которых разработчики бюджета попросту не нашли. Поэтому пока соцпособия и выплаты вырастут лишь на 4% – в соответствии с изначально прогнозируемым ростом потребительских цен. За что, кстати, разработчиков бюджета упрекает ЛДПР. "Увеличения соцвыплат лишь на 4% явно недостаточно из-за высокой инфляции", – возмутился руководитель фракции Владимир Семёнов.

Отложенные доходы

О том, что расходы можно было бы и увеличить, говорил и лидер фракции КПРФ Александр Ткачёв. Он упрекнул разработчиков бюджета в занижении плана по доходам в среднем на 13% каждый год. По мнению Ткачёва, по этой причине неизрасходованные остатки распределяются спешно в конце года. Министр финансов Данил Ситников возразил, отметив, что средства остаются в качестве запасов и осваиваются в следующем году, в том числе на покрытие дефицита. 

  Бюджет-2022 Разница с бюджетом-2021
Доходы 141 млрд +13,9%
Собственные доходы 68,1 млрд +13,3%
Поступления из федерального бюджета 72,8 млрд +13,04%
Расходы 151,27 млрд +16,6%
Дефицит 10,3 млрд +74,25%

В том, что доходы будут выше запланированных, а значит, можно предусмотреть и дополнительные расходы, уверена и фракция ЛДПР. Либерал-демократы призвали Минфин вернуться к перераспределению расходных статей. Губернатор края Виктор Томенко пообещал советоваться с депутатами по всем последующим изменениям: "Если придётся в течение года возвращаться к корректировке бюджета, все моменты будут обсуждены и проголосованы, средства будем распределять вместе".

Единороссы предложили ежеквартально проводить мониторинг исполнения бюджета, чтобы оперативно можно было предусмотреть новые формы поддержки жителей.

Лёгкий тренд к развитию

В структуре расходов бюджета-2022 можно отметить тенденцию на увеличение доли статей развития и жизнеобеспечения и снижение "социалки" (хотя в абсолютных цифрах и она выросла). Так, на национальную экономику направлено 16,2% всех трат (против 15,7% годом ранее). На рост доли статей развития повлияли в основном деньги на переселение из ветхого и аварийного жилья и инфраструктурный кредит от правительства РФ. Выросла доля ЖКХ (с 4,7% в 2021 году до 5,8% на 2022-й), здравоохранения (с 10,2% до 10,5%). Уменьшилась доля образования (с 25,8% до 25,1%) и социальной политики (с 35,3% до 34,8%).

Тем не менее бюджет всё равно остаётся "социальным": руководитель фракции "Единой России" Сергей Приб подчёркивает, что на это направление выделено более 70% всех расходов, или 106 млрд рублей.

Однако о развитии предпринимательства и, соответственно, существенном росте налогооблагаемой базы в дальнейшем говорить не приходится.  Всё осложняет продолжающаяся пандемия и ограничительные меры в связи с ней, убеждён председатель комитета Алтайского краевого Заксобрания по промышленности, предпринимательству и туризму Владимир Семёнов. 

"Если говорить, предполагает ли текущий бюджет развитие экономики региона, то в условиях пандемии это сложно, здесь пока не до жиру. Развитие предпринимательства, в том числе промышленности и туризма, будут осложняться последствиями коронавируса. Но нельзя не отметить, что в бюджете на 2022 год все меры поддержки промышленности, бизнеса, туризма, сохранены и даже идут с увеличением. Поэтому, на наш взгляд, предпринято всё, что возможно, на региональном уровне", – подчеркнул Семёнов.

  Бюджет-2022 Разница с бюджетом-2021
Социальные и другие выплаты, пособия 19,6 млрд +5,17%
Расходы на органы власти 2,35 млрд -2,85%
Национальная экономика (развитие инфраструктуры, содержание регионального хозяйства) 28,2 млрд +38,55%
Дорожное хозяйство 17,6 млрд +36,2%
ЖКХ 8,5 млрд +40,96%
Жилищное хозяйство (переселение из ветхого жилья, жильё детям-сиротам) 2,7 млрд +189%
Образование 36,9 млрд +9,99%
Культура 2,6 млрд +20,78%
Здравоохранение 15 млрд +13,1%
Социальная политика (социальное и пенсионное обеспечение, соцобслуживание и поддержка) 49,9 млрд +8,8%
Поддержка муниципалитетов 4,5 млрд +39,26%

Эксперты отмечают, что статьи развития хоть и решают значимые проблемы (как, например, строительство моста на Новом рынке в Барнауле), но пока не дают возможности охватить периферийные территории Алтайского края. 

"Это хорошо, что край начал занимать деньги не на закрытие потребностей, а на инфраструктуру. В этом плане новые кредиты от федеральных властей, безусловно, плюс. Но надо иметь в виду, что ощутимым эффект от таких кредитов станет, если к этой практике власти будут прибегать регулярно в течение 5-7 лет. Потому что решение проблем Барнаула – это хорошо, но есть территории, где это тоже нужно. Например, в Рубцовске и Славгороде", – говорит доцент кафедры региональной экономики и управления АлтГУ Валерий Мищенко. 

Руководитель фракции "Справедливой России" Александр Молотов заметил, что недостаточно повышены расходы на здравоохранение, также не запланировано строительство новых ковидных госпиталей. Вместе с тем он согласился, что рассчитывать на больший объём доходов и расходов сейчас невозможно.

Зависимый, но устойчивый

Одна из тенденций краевого бюджета на 2022 год – то, что регион стал зарабатывать больше. По отдельным видам налогов, которые составляют основную доходную базу, рост весьма ощутимый.

"По всем видам налогов мы видим прирост. Так, налог на прибыль прогнозируется с увеличением на 23% к 2021 году, налог на доходы физлиц – на 13%. По упрощённой системе налогообложения, которую продвигали власти региона, рост на 42%. Вместе с тем нужно внимательно смотреть, не выросло ли в связи с этим налоговое бремя у плательщиков. В условиях пандемии и ограничений, если они будут продолжаться, прогноз по росту доходов может и не быть выполнен", – говорит доцент кафедры "Экономика и финансы" Алтайского филиала Финансового университета при правительстве РФ Анатолий Ижболдин-Кронберг.

Впрочем, финансисты смотрят на исполнение бюджета по итогам 2022 года с оптимизмом. Как рассказал amic.ru эксперт группы региональных рейтингов агентства АКРА Максим Першин, для Алтайского края в последние годы был характерен профицит бюджета к концу года, а значит, возможно накопление остатков на счетах. Плюс также в том, что регион имеет низкий государственный долг: есть только бюджетные кредиты, обслуживать которые недорого. В сравнении с 2021-м, расходы на это в бюджете на 2022 год снизились. 

При этом большинство экспертов оговаривается, что реальную картину, насколько бюджет-2022 позволит региону развиваться и выполнять все обязательства, покажет его исполнение.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров