Проведена экспертиза федеральной экспериментальной площадки - Российско-американской экспериментальной профессиональной школы.
25 марта 2001, 11:14, ИА Амител
Как сообщает директор краевого экспертно-аналитического центра С.Н.Кучер, в настоящее время отчитывающаяся федеральная экспериментальная площадка (далее: Площадка) находится на II (проектировочном) этапе эксперимента, который должен завершиться формированием организационно-содержательной модели осуществления учебно-воспитательного процесса в школе в соответствиями с основной идеей эксперимента (Школа базовой культуры личности).
Понятие "базовая культура личности (выпускника)", детально проработанное на предыдущем этапе эксперимента, означает состояние готовности выпускника средней школы к самостоятельной жизни (в частности, к продолжению собственного образования) в современных социокультурных условиях и включает в себя интеллектуальную, нравственную и поведенческую составляющие. Важной, с точки зрения экспертов, особенностью представленной Площадкой трактовки этого понятия является выраженное акцентирование в нем содержания, направленного на обеспечение успеха выпускника школы независимо от того, в какой именно профессиональной сфере будет работать или учиться этот выпускник. Это особенно актуально в современной региональной образовательной ситуации, когда большинство старших школ пошли по пути дифференциации и профилизации обучения и воспитания (подготовки к определенному виду деятельности или поступлению в вуз на конкретную специальность).
Вторая важнейшая идея эксперимента относится к способам достижения поставленной образовательной цели. Речь идет о том, что Площадка обозначает понятием "образовательное сообщество". Под образовательным сообществом понимается совокупность различных участников образовательного процесса (учителя, учащиеся, их родители, другие заинтересованные лица), добровольно взаимодействующих друг с другом в реальном (возможно, и в виртуальном) пространстве и времени. При этом, в отличие от традиционных обязательных или факультативных учебных курсов, кружков, секций и т.п., учащиеся осваивают различное образовательное содержание, даже находясь в одном помещении в одно и то же время. Это позволяет обеспечить, с одной стороны, целостность образовательного процесса и его нацеленность на формирование и развитие базовой культуры, с другой - удовлетворение различных образовательных запросов (дифференцированность содержания обучения и воспитания в старших классах общеобразовательной школы).
Опыт, имеющийся на Площадке к настоящему времени, свидетельствует. что создать одно образовательное сообщество, которое бы объединило всех участников образовательного процесса, не удается. Поэтому более перспективным следует считать создание ряда менее крупных образовательных сообществ (учебно-предметных, досуговых и т.д.), объединенных общими целями, ценностями и деятельностными отношениями.
Организация взаимодействия множества образовательных сообществ школы на принципах традиционного "вертикального" (иерархического) управления к желаемого образовательного эффекта не дает, что привело к необходимости рассмотрения других вариантов соорганизации. В настоящее время Площадка разрабатывает модель сетевой организации образовательных сообществ школы. Названная модель станет главным результатом деятельности Площадки на отчетном этапе.
Параллельно обострилась проблема, основной смысл которой сводится к вопросу: "Как достоверно зафиксировать ход и результаты освоения базовой культуры?" Поиск соответствующих средств Площадка ведет в нескольких направлениях, среди которых в первую очередь выделяются нормативно-методическая документация (образовательные программы) и сфера самоконтроля и самооценки учащихся.
Об этом сообщает лента новостей АКИПКРО, http://www.ipk.alien.ru/
Комментарии 0