Законопроект Ирины Яровой о «пьяной езде» приняли в первом чтении
Вечером 13 марта депутаты Госдумы рассмотрели в первом чтении законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения».
14 марта 2013, 06:21, ИА Амител
Данные поправки направлены на ужесточение наказания за управление автомобилем в состоянии опьянения. Как стало известно АвтоАмику, проект закона был рассмотрен на вечернем заседании Госдумы в первом чтении и принят в "час голосования". "За" него проголосовали 289 парламентариев.
Соавторами
законодательной инициативы, более известной как закон Ирины Яровой о "пьяной" езде, выступили 31 депутат и член Совета Федерации С.Ф.
Лисовский. Несмотря на многочисленные дискуссии и первоначальный
критический отзыв Верховного Суда РФ законопроект прошел все необходимые
согласовательные процедуры. Было получено положительное заключение
правительства России.
Законопроектом
предлагается внести ряд изменений в Уголовный кодекс РФ и Кодекс об
административных правонарушениях, направленных на "совершенствование законодательного регулирования обеспечения
безопасности дорожного движения". Как говорится в пояснительной записке к
законопроекту, актуальность предлагаемых изменений обусловлена "тревожной тенденцией постоянного роста числа
дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине водителей, находящихся
в состоянии опьянения на 4,8% в 2012 году, на 3,4% - в 2011 году".
Законопроект
направлен на устранение существующих пробелов в законодательстве. Как
подчеркивают разработчики законопроекта, действующие редакции статей,
устанавливающих ответственность за преступления совершаемые лицом, управляющим
транспортным средством в состоянии опьянения, в случае, если это деяние
повлекло смерть одного или более лиц, не содержат нижнего порога санкции, что
привело к формированию судебной практики несоразмерности наказания тяжести
совершенного преступления.
Почти 30%
всех пьяных водителей, совершивших ДТП со смертельным исходом, не получают
реального срока наказаний, а отсутствие в частях 4 и 6 статьи 264 УК РФ нижней
границы сроков для назначения наказаний приводит к тому, что почти 60% всех
преступников получают незначительные сроки лишения свободы. Это, по мнению
авторов законодательной инициативы, явно не соответствуют тяжести наступивших
последствий.
Законопроектом
предлагается установить нижние границы санкций - два года и четыре года
соответственно - за совершение преступлений предусмотренных частями четыре и
шесть статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации. В них установлена
ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации
транспортных средств, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения,
повлекшее по неосторожности смерть человека и смерть двух или более лиц
соответственно.
Второй
серьезной проблемой, не урегулированной действующим законодательством, является
управление транспортными средствами лицами, находящимися в состоянии опьянения,
лишенными права управления или никогда не имевшими прав, т.е. фактически не
являющимися водителями. "Такого рода лица
заведомо являются правонарушителями, демонстрирующими устойчивость
противоправного поведения, и представляют общественную опасность жизни и
здоровью граждан в силу прямого умышленного нарушения установленного запрета,
отягощенного дополнительно состоянием опьянения", - говорится в
пояснительной записке.
По данным
Верховного Суда, в 2011 году к административной ответственности за указанное
правонарушение привлечено 549 тыс. 150 человек, за 6 месяцев
За
первичное правонарушение (управление транспортным средством водителем,
находящимся в состоянии опьянения) законопроектом устанавливается административный
штраф в размере 30 тыс. руб., за повторное совершение этого правонарушения – 50
тыс. рублей.
"Таким образом, если лицо лишено права
управления и допускает вождение в состоянии опьянения в течение срока этого
лишения, то такое лицо будет привлекаться к уголовной ответственности. В случае
если правонарушение повторится в течение года после того как срок лишения права
управления истечет, будет наступать ответственность за повторное совершение
административного правонарушения.
Для лиц, вообще не имеющих права
управления, предлагается сопоставимая ответственность: если лицо привлекалось к
административной ответственности за аналогичное деяние и в течение следующих
двух лет снова допускает вождение без прав в пьяном виде, оно несет уголовную
ответственность. Срок в два года обусловлен соотнесением с максимальным сроком
лишения права управления транспортным средством по ч. 1 статьи 12.8 КоАП РФ,
исходя из того, что степень общественной опасности вождения автомобиля в пьяном
виде лицом, никогда не имевшим прав и лицом, лишенным права управления,
одинакова", -
резюмируют авторы законопроекта.
Отметим,
первоначально разработчики предлагали более жесткое наказание – 50-тысячный
штраф за первое такое нарушение. Кроме того, в изначальном варианте поправок к действующей статье 264 УК РФ
содержалось также предложение по увеличению срока лишения свободы до 15 лет за
особо тяжкие ДТП с погибшими. Но позже законопроект был доработан.
Сам законопроект Ирины Яровой был внесен в нижнюю палату
Федерального собрания РФ 10 декабря 2012 года. А уже 17 декабря 2012 года
правительство направило положительный отзыв на данный проект федерального
закона в Государственную Думу.
Кстати, еще в начале февраля на расширенном заседании
коллегии МВД 8 февраля президент России Владимир
Путин сообщил о том, что уже в скором времени в России будет ужесточение
наказание за "пьяное" вождение. По его словам, уже в весеннюю сессию Госдума
должна рассмотреть законопроект, значительно ужесточающий санкции за вождение
автомобиля в нетрезвом виде. "При этом
хочу отметить: ответственность должна быть неотвратимой", - пояснил
Владимир Путин.
"Кроме того, надо
продумать меры, в том числе организационные и технические, повышающие
эффективность проверок водителей, одновременно шире использовать новейшую
технику и инновационные технологии для предупреждения ДТП", - добавил он.
А на традиционном совещании с вице-премьерами, которое
прошло 14 января, председатель правительства России Дмитрий
Медведев четко дал понять, что никакого возвращения минимального порога
уровня промилле автолюбителям ожидать не стоит. А вот ужесточение наказание –
вещь вполне реальная, и это должно произойти уже в самом скором времени.
"Мы к этой теме
неоднократно возвращались. Я считаю, что нужно вернуться снова и принять,
наконец, меры, которые направлены на борьбу с алкоголем за рулем, а не пытаться
высчитывать промилле, которые можно или нельзя употреблять перед тем, как сесть
за руль", - заявил премьер-министр.
Дмитрий Медведев напомнил, что широко обсуждаемые в минувшем
году поправки в законодательство об ужесточении наказания за "пьяное" вождения
приобрели форму вполне конкретного законопроекта. "Это в створе тех предложений, которые были мной сформулированы и
которые мы обсуждали во время неоднократно проводимых совещаний на
эту тему, пора воплощать их в жизнь. Я, естественно, поговорю на эту тему и с
руководством партии "Единая Россия", фракции в Государственной Думе, я имею в
виду - для того чтобы ускорить продвижение этого законопроекта", - заявил
он.
В свою очередь, обозреватель "Новой газеты", автор
и ведущий программы "Автоликбез" на "Авторадио" Юрий Гейко продолжает сбор подписей за
отмену нулевого промилле. На своем сайте http://avtolikbez.7-off.ru/ 19
октября 2012 года он обратился с призывом о поддержке к своим единомышленникам.
Инициативу водителя с 41-летним стажем, КМС по автоспорту, в прошлом испытателя
АЗЛК Юрия Гейко на сегодняшний день уже поддержали около 55 тыс.
автолюбителей. Сбор подписей продолжается.
Как говорится в открытом письме председателю правительства
Российской Федерации Дмитрию Медведеву от имени и по поручению
миллионов автомобилистов страны, "два с лишним года назад Вы
совершили ошибку. Скорее всего, по чьей-то глупой и даже преступной подсказке. Преступной
потому, что из-за "абсолютного нуля" тысячи и тысячи трезвых
водителей лишились на большие сроки профессий, а их семьи средств к
существованию. Но надо иметь сначала мозги, чтобы свои ошибки увидеть, а потом
– мужество, чтобы их признать и исправить. А для людей Вашего ранга – это
качество вообще обязательное. Потому что влияет на огромное количество
судеб. (А я на Вашем месте – клянусь!- еще бы и выявил наказанных
несправедливо, реабилитировал их, да еще бы и извинился перед ними: уважать бы
больше стали)", - подчеркивается в открытом письме.
В конце обращения автомобилисты России просят Дмитрия
Медведева: "Пока не будет наведен порядок в стране с "порогом
трезвости" - хотя бы 0,2 промилле, никаких ужесточений для нетрезвых
водителей, состояние которых не повлекло человеческих жертв, а потому
проверяется не исследованием проб крови, мочи в медцентрах, а алкотестерами в
выдыхаемом воздухе, принимать нельзя ни в коем случае".
6 марта редакция АвтоАмикапопросила начальника ОГИБДД УМВД России по Барнаулу Александра Колпакова прокомментировать инициативы по ужесточению
наказания для нетрезвых водителей. "Я категорически
против, чтобы поставить 0,2 или 0,3 промилле. Есть прибор, есть погрешность -
при проведении экспертизы все сразу выдается. А то, что там попил квасу,
молока... Я считаю, пусть не садятся за руль. Разговор короткий – пьяных на
дороге не должно быть", - заявил он.
В качестве примера полицейский привел нашумевшее ДТП на
Минской улице в Москве, когда пьяный водитель протаранил автобусную остановку.
Жертвами этой аварии стали семь человек.
"Водитель, находясь за
управлением автомобилем в нетрезвом состоянии, по моему мнению, является
потенциальным преступником. И если он совершил ДТП - сделал это умышленно,
поскольку садился за руль, зная, что находится в нетрезвом состоянии. Вот такой
категории водителей не нужно никаких допусков, никаких разрешенных промилле",
- считает Александр Колпаков.
"И президент говорил,
и медицинские работники, и депутаты о том, что возможно повышение уровня
промилле после того, как выпил кефир или лекарства. Но давайте так: если
человек употребляет лекарство, он не здоров. А в любой момент при движении
транспорта - это источник повышенной опасности - может измениться ситуация. И,
если человек больной, и он себя плохо чувствует, реакция может быть замедленной
и может произойти ДТП. Пусть он тогда поставит машину, не садиться за руль и
пусть лечиться", - резюмировал свою точку зрения начальник ОГИБДД УМВД
России по Барнаулу Александр Колпаков.
По данным Госавтоинспекции, в Барнауле за управление
транспортными средствами в состоянии опьянения, в том числе отказ от
медицинского освидетельствования на состояние опьянения оформлено за январь -
февраль 604 водителя. При этом "отказники" составили 274 человека. Все
административные материалы направляются для рассмотрения мировыми судьями.
Водителей, как правило, лишают прав.
По вине нетрезвых водителей за два месяца в Барнауле произошло
два ДТП, в которых три человека получили травмы. Для сравнения: в прошлом году
таких происшествий было зарегистрировано 5, в них пострадали 10 участников
дорожного движения.
Также зарегистрировано шесть дорожно-транспортных
происшествий с участием водителей, отказавшихся от медицинского
освидетельствования. Это на 53,8% меньше, чем за аналогичный период 2012 г.
в подобных ДТП получили травмы 12 человек (
Отметим, до 2006 года состояние опьянения определялось "по
совокупности признаков": показания прибора о наличии алкоголя в выдыхаемом
воздухе, цвет кожи, скорость реакции, "дрожание" рук и т.д. Затем в правила
внесли поправку: водителя можно было признать пьяным даже при отсутствии
клинических признаков.
В 2007 году появился предельно допустимый уровень алкоголя в
крови - 0,3 промилле. Чем, впрочем, и пользовались некоторые нерадивые
автомобилисты, отличающиеся хорошим здоровьем. Выпил рюмку водки и за
руль, через час - в крови уже минимально допустимый уровень алкоголя. Но в 2010
году эту норму отменили и снова вернулись к "абсолютному нулю".
Конечно, такое положение дел автолюбителей не устраивает
абсолютно. Существует вероятность погрешности прибора, повышения уровня
промилле после приема ряда лекарств, некоторых вида продуктов,
"многострадальных" кефира, кваса и т.д. По действующему законодательству к
ответственности может быть привлечен водитель, у которого содержание алкоголя в
крови окажется чуть выше нуля. При этом наказание безальтернативное - лишение
водительских прав.
В то же время никто не отменял того, что Россия подписала
Венскую конвенцию, которой как раз и предусмотрены 0,3 промилле. Такие нормы
существуют во многих странах Европы. Кроме того, алкотестер может давать сбои и
показывать неточные результаты. Как и любой технический прибор он имеет
погрешности в работе. Например, абсолютная погрешность профессионального
алкометра "АКПЭ-01", официально предназначенного для использования на постах
ГИБДД, прописана в документации "в диапазоне 0-0,20мг/л, мг/л.±0,02".
Редактор "АвтоАмика" Светлана Яковлева
Комментарии 0