Алтайские православные совершили труднейший переход, пройдя по дивным и диким местам

06 августа 2010, 11:22, ИА Амител

Редактор православной газеты "Алтайская миссия " Владимир Клименко опубликовал свой рассказ о том, как прошел крестный ход "Майма-Онгудай". Предлагаем читателям amic.ru ознакомиться с частью этого повествования.

Православные - самые счастливые люди на земле. Только что вернулись из Четвертого крестного хода "По следам алтайских миссионеров", совершившегося по благословению Преосвященнейшего Максима , епископа Барнаульского и Алтайского, около ста паломников из Маймы, Горно-Алтайска, Шебалино, Паспаула, Барнаула, Новосибирска, Томска, Казахстана и иных мест. Был даже представитель Германии. Они прошли примерно 240 километров по маршруту: с. Майма – с. Кызыл-Озёк – с. Александровка – т/б Благодать – с. Чемал – с. Уожан – с. Эдиган – с. Ороктой – с. Нижняя Талда – с. Онгудай. Они прошли по местам сказочной красоты, там, где ходили пешком и на лошадях преподобный Макарий чудотворец, святитель Макарий и другие просветители языческих народов Алтая. Мы шли и непрестанно молились, исполняя заповедь апостола Павла.

Одновременно мы с Божией помощью совершили труднейший переход, пройдя по дивным и диким местам, где крайне редко ступает нога современного человека. Господь показал своим верным чадам Свое творение – одно из чудес света – Горный Алтай в его самых таинственных и чудных укромных уголках. О таком походе могли бы мечтать самые изощренные любители дикой природы красоты неописуемой, включая любителей так называемого "экстрима"…

Что такое для меня крестный ход? Это – непрестанная молитва, предстояние перед Богом. В этом предстоянии перед любящим Отцом, перед наш Спасителем и Добрым Пастырем особенно ощущается Его человеколюбие. Он выполняет все наши желания, если они не идут нам во вред. И действительно, в крестном ходу исполнялись все молитвенные просьбы, даже невысказанные, а лишь промелькнувшие.

Я молился за детей, за ближних, за наш многострадальный и заблудший народ, за наше растерзанное Отечество, чтобы Господь сохранил его и дал нам пожить в мире и благоденствии, за свое здоровье – духовное и физическое. Я понимаю, что у Бога все народы – Его дети, Он всех любит. Но мне все же ближе судьба моего великого и несчастного народа, испытавшего в ХХ веке чудовищный геноцид, чем, скажем, великого китайского народа или, к примеру, народов Африки. По моему глубокому убеждению, это нисколько не противоречит заповеди Господа нашего Иисуса Христа: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Матф.22:39). Ведь ближний – это тот, кто рядом, а рядом – твоя семья, твои друзья, твой народ… А уж потом Америка, Европа и Африка, не говоря уже об Австралии и Океании.

Крестный ход – это непрестанно совершающиеся чудеса. Как сказал отец Лаврентий, то, что мы собрались здесь все вместе из разных уголков страны, бросив свои дела, оставив заботы, отложив попечения – уже само по себе есть чудо!

Крестный ход - это соприкосновение со святыней (мы шли по святым местам, по которым до нас шли преподобный Макарий (Глухарев), святитель Макарий Невский, другие подвижники веры православной). Кто-то сказал, что земля российская – это сплошной антиминс – столько в ней сокрыто костей исповедников и мучеников, за веру пострадавших, а то и убиенных христопродавцами. Это – погружение в мир природы такой дивной красоты и величия, в которой Творец проявил в полноте свое всемогущество. Это – возможность знакомства и общения с православными людьми, с которыми в привычной жизни  вряд ли встретишься, поскольку они растворены в толпе других, обычных людей. В православных гораздо меньше лукавства, они честнее и чище. Порой среди них встречаются такие цветы целомудрия, что глаз невозможно оторвать, кажется, неземное сияние исходит от их ликов. Уже только для того, чтобы увидеть эти одухотворенные лица, так редко встречающиеся в миру, стоит пойти в крестный ход.

Добрые пастыри

Просматривая фотографии этого "суворовского" похода, я с благодарностью вспоминаю наших пастырей – организаторов крестного хода "По следам алтайских миссионеров": иерея Лаврентия Донбая - клирика Преображенской церкви Горно-Алтайска, помощника благочинного по работе с молодежью округа Республики Алтай; иерея Николая Шмидтке – настоятеля храма в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" (с. Чемал); иерея Сергия Коробейникова (Свято-Троицкий храм в селе Онгудай); иерея Павла Тайченачева - помощника благочинного по миссионерской работе (с.Шебалино). Напутствовал и участвовал в первом дне крестного хода благочинный округа иерей Георгий Балакин с матушкой Ксенией. В своей проповеди, сказанной на Божественной литургии 21 июля в Свято-Духовском храме с. Маймы, отец Георгий подчеркнул, что этот крестный ход начинается в праздник чудотворной иконы Казанской Божией Матери – главной святыни Российского государства, что не случайно. Эта икона была открыта в тот момент, когда Россия повернулась лицом на Восток. Эта святыня оказывала помощь православному русскому народу в самые тяжелые дни великих смут и потрясений. И Коробейниковская икона Божией Матери - главная алтайская святыня – ведь тоже является Казанской! Таким образом, выявляется преемственность крестных ходов к Коробейниковской иконе Божией Матери и "По следам алтайских миссионеров". Цель крестного хода – миссионерская – пробудить у духовно спящих людей интерес к Православию, не оставить их равнодушными. Ибо самое страшное – теплохладность, которая неугодна Богу. "Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих"  (Откр. 3; 15-16).

Все четыре крестных хода, задуманных и осуществленных вышеперечисленными отцами-основателями под руководством главного организатора иерея Лаврентия Донбая, отличались оригинальностью и неповторимостью маршрутов. И каждый последующий крестный ход был сложнее и протяженнее предыдущего. Поневоле вспоминаются слова русского певца и поэта В. Высоцкого "И можно свернуть, обрыв обогнуть, но мы выбираем трудный путь, опасный как военная тропа", и не случайно отцу Павлу этот поход напомнил суворовский… Господь помог преодолеть трудности этого крестного хода и достойно завершить его.

Перед "суворовцев" через Алтай

Как уже отмечалось, по словам иерея Павла Тайченачева, "наш крестный ход все более начинает напоминать перед Суворова через Альпы". У отца Павла были все основания произнести эти слова. Назову самые экстремальные вехи нашего похода. Третий день - переход от с. Александровки до турбазы Благодать. В этот день мы прошли 45 километров по пересеченной местности, включая затяжной переход через большой перевал. Вышли в 7-45, пришли на турбазу в 21-45, то есть шли ровно 14 часов, в среднем по 3 км в час. Из этих 45 километров примерно каждый пятый километр пролегал по заболоченной местности со всеми атрибутами болота (слякотью, миазмами, кочками, болотными травами), большая часть пути шла по бездорожью. Когда мы в сумерках вошли на территорию турбазы, ноги наши были по колено в грязи. Хозяйка турбазы Ольга (а это было 24 июля - в день ее небесной покровительницы равноапостольной княгини Ольги – бесплатно нас накормила ужином и завтраком, предложила баню. Помоги ей, Господи!

В шестой день пути мы шли от с. Уожана до с. Эдигана через крутой перевал, по дороге форсируя многочисленные ручьи и горные речушки, где вброд, где перешагивая, где переходя по бревнам и доскам. Выйдя из этого ущелья к берегу Катуни, мы часть пути до Эдигана преодолели на автомобилях, а часть прошли пешком под палящими лучами солнца и прибыли в конечный пункт около 21 часов. Здесь главная трудность была в крутизне подъема и спуска при переходе через перевал.

Седьмой день похода (25 км) не предвещал никаких неожиданностей, пролегал по грунтово-песчаной хорошо накатанной дороге и казался нам легкой прогулкой. Так мы и шли, пересекли по мосту Катунь, отслужили благодарственный молебен и уже были на подходе к с. Ороктой, как вдруг… в ущелье между  горными пиками замаячила иссиня-черная туча. Все под ней покрывалось непроницаемой мглой. Туча росла и двигалась в нашем направлении. До стоянки оставалось буквально 2-3 километра. Мы остановились, чтобы надеть дождевики, и очень вовремя. На наши головы обрушился буквально потоп. Крестоходовцы постояли минуту-другую в шоке, а затем была дана команда продолжать движение. И так мы и вошли в село, неся на плечах дождевые струи. Дождь из ливня превратился в моросящий и шел едва ли не всю ночь. Ужинали и завтракали также под дождем. К счастью, разместили нас в клубе, а то не знаю, как бы мы ставили палатки.

На восьмой день нам предстояло преодоление еще одного перевала, характеризующегося непроходимой грязью и размытостью колеи, проложенной через этот перевал. Утром крестоходовцы обратили внимание на то, что вершины окрестных гор  за ночь засыпало снегом. Нам предстояло пройти около 30 км и остановиться на стоянке Талдинской. Жители Ороктоя провожали нас взглядами, полными удивления, в их глазах читалось: "Неужели они туда пойдут?!". Проехать с нами на уазике сделал попытку Иван Ступишин, но вынужден был вернуться. А мы прошли этот 30-километровый маршрут. Однако когда мы подошли к стоянке Талдинской, оказалось, что из-за раскисшей дороги фура с палатками и одеялами не смогла сюда пройти, и мы прошли еще 8 километров, преодолев таким образом всего в этот день примерно 38 километров, миновав самый высокий в этом походе перевал высотой 1750 м. Но не только расстоянием, грязью и прочими трудностями был примечателен этот переход. Практически в течение каждого часа небеса буквально преображались: чистое небо затягивалось тучами, начинались осадки, которые вскоре вновь сменялись голубыми небесами.  В этот день, кроме традиционного дождя,  мы также попали под град, на нас сыпалась снежная крупа, нас заволакивало туманом и окутывало лютым для июля холодом. В общем, мы испытали все. Но и на этом приключения не закончились: когда подошли к Нижней Талде, нас отказались запустить в село, хотя там стоял пустой клуб, мотивируя это тем, что в селе проходила свадьба, и мы могли ей помешать. Мы стали за селом на поляне на берегу горной прозрачной реки, от которой тянуло ледниковым холодом. Это была одна из самых лютых ночей похода. Я не мог согреться под двумя одеялами. Но с нами были Господь и Пресвятая Богородица с сонмом святых,  и Они согревали нас. Никто не простудился и не заболел.

С продолжением можно ознакомиться здесь:  altai.eparhia.ru

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров