Алтайский депутат Госдумы Александр Прокопьев: Мы – это то, что мы едим
17 декабря 2012, 14:52, ИА Амител
В России сохраняется высокий уровень заболеваний, вызванных неправильным питанием
На парламентских слушаниях в Госдуме на тему: "Законодательное обеспечение государственной политики в области детского, лечебного, профилактического питания", которые состоялись в Госдуме 15 ноября 2012 года, обсуждался вопрос о разработке комплекса регулирующих документов в области здорового питания.
Несмотря на усилия государства и медицинского сообщества в области формирования культуры здорового образа жизни и рынка оптимального питания, в настоящее время в России сохраняется высокий уровень алиментарно-зависимых заболеваний у населения РФ, вызванных несбалансированным рационом питания и занимающих ведущее место в структуре заболеваемости, а также среди причин смертности населения.
Мы – это то, что мы едим. Здоровый образ жизни, безусловно, подразумевает ответственное отношение к своему рациону питания. Ведь неправильно составленный рацион питания, обедненный микронутриентами (витаминами, макро- и микроэлементами), к тому же в условиях невысокой двигательной активности, приводит к возникновению у человека наиболее распространенных заболеваний: сердечно-сосудистых, ожирения (избыточная масса тела фиксируется сейчас в РФ у 55 % взрослых людей старше 30 лет), сахарного диабета, остеопороза, подагры, онкологических. Этот список составляет 30-50 % всех основных заболеваний на сегодня.
Определенные положительные тенденции в развитии концепции оптимального питания, безусловно, есть. Так, расширен ассортимента функциональных продуктов питания и пищевых добавок к пище в России, что позволяет каждому человеку формировать свой индивидуальный "здоровый" рацион. Но при этом, как я уже отметил, сохраняется высокий уровень алиментарно-зависимых заболеваний, занимающих ведущее место в структуре заболеваемости, а также среди причин смертности населения.
Причинами сложившейся ситуации является низкий уровень культуры населения в области подходов к составлению рационов питания, в том числе вследствие малой информированности о рисках алиментарно-зависимых заболеваний и методах снижения этих рисков с помощью профилактического, оздоровительного и просто здорового питания, сбалансированного по составу нутриентов. Также, например, на сегодняшний день в России налицо проблема нехватки врачей-диетологов и центров, позволяющих получить консультации по составлению правильного рациона питания, прежде всего в рамках обязательного медицинского страхования.
Важен комплексный подход
Очевидно, что необходим комплексный подход к теме оптимального, диетического, лечебного, детского питания. Комплексный подход, на мой взгляд, предполагает не только пакет поправок и подзаконных актов в действующие нормы федерального законодательства, но и, возможно, создание отдельного закона с целью введения единых правил в системе здорового, оптимального питания. В этих документах должны содержаться конкретные предложения, механизмы их реализации с указанием определенных исполнителей и сроков.
За комплексный подход к совершенствованию системы профилактического, лечебного и детского питания высказались также и представители исполнительной власти, экспертного сообщества, которые принимали участие в парламентских слушаниях. Так, например, в 2013 году Министерство здравоохранения намерено завершить разработку федерального закона "О здоровом, в том числе горячем, питании для детей в образовательных учреждениях, лиц, находящихся в лечебно-профилактических учреждениях, оздоровительных учреждениях и учреждениях социальной защиты, военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также лиц, находящихся в местах содержания под стражей или отбывающих наказание в исправительных учреждениях".
Однако, как считают участники слушаний, помимо общего федерального законодательства потребуется разработка комплекса смежных документов, включая технические регламенты, стандарты, таможенные обязательства. Необходимо пересматривать и действующие документы по лечебному, детскому и профилактическому питанию, так как многие положения уже устарели. Унификация существующей нормативно-правовой базы по здоровому питанию не просто позволит заполнить пробелы в законодательстве, но и даст синергетический эффект при реализации основополагающих документов в этой области - указа президента Российской Федерации №598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" от 7 мая 2012 года в части необходимости обеспечения работы, направленной на реализацию мероприятий по формированию здорового образа жизни россиян, а также "Основ государственной политики РФ в области здорового питания населения на период до 2020 года".
По итогам парламентских слушаний в частности было рекомендовано разработать рекомендации по здоровому питанию различных социальных и возрастных групп, разработать законодательные и исполнительные механизмы обеспечения бесплатным горячим питанием обучающихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений и т.д.
Всесторонняя работа над созданием комплексного документа станет одной из ключевых задач Экспертного совета при Комитете по охране здоровья, который в ходе парламентских слушаний было предложено возглавить директору Института питания Российской академии медицинских наук (РАМН), главному ученому секретарю РАМН Виктору Тутельяну.
Комментарии 0