Андрей Колесников: возвращение графы «Против всех» — тонкая адаптация к нежелательным изменениям
20 октября 2013, 11:10, ИА Амител
И служил Иаков за Рахиль семь лет… И спустя семь лет возвращается в избирательные бюллетени графа "Против всех". Соответствующий законопроект внесен в Думу, сопровождаемый "паровозом" в лице Валентины Матвиенко. В то же самое время готовится законопроект о снижении в региональных парламентах доли депутатов, избираемых по партийным спискам, с 50 до 25%. А президентский совет по правам человека (СПЧ) совместно с Общественной палатой (ОП) подготовил законопроект "Об основах общественного контроля". Конституционный суд отменил пожизненный запрет на право избираться осужденным за тяжкие преступления. На десерт "подано" судебное решение — 5 лет реального срока Алексею Навальному заменены на 5 лет срока условного.
Демократия живет и таки побеждает?
Скорее политическая система, изобретенная Владиславом Сурковым и получившая название "суверенная демократия", перенастраивается и адаптируется к новым реалиям. Самая важная часть этой адаптации — репрессивное "постинаугурационное" законодательство плюс показательные процессы, имеющие воспитательное значение (Pussy Riot, "болотное дело"). Вторая часть в новой модели "сдержек и противовесов" — демократизация по Вячеславу Володину.
Навальный, которого власть собиралась использовать в качестве символа демократизации, свою роль выполнил. Но попутно разорвал шаблон, продемонстрировав на собственном примере масштабы и возможности демократического движения новой волны. После такого сбоя в программе сажать его было ну совсем уж дурным тоном. Володинская вертикаль передавила в этой истории бастрыкинско-чайкинскую. Навальный лишен возможности лично участвовать в выборах, но дело и авторитет его будут жить и "кое-где у нас порой" побеждать.
Отсюда и следующие номера нашей цирковой программы: кандидат "против всех" должен отобрать у пошедшего на выборы демдвижения голоса, а увеличивающееся число мажоритарных кандидатов — "профилактировать" заранее потенциальное появление в парламентах, в том числе и прежде всего московском и петербургском, демократических партий.
Это и есть Демократия 3.0, "демократия" тонкой настройки, адаптации к нежелательным изменениям. Это как с тем же самым общественным контролем: если им будут заниматься Общественные палаты разных уровней, общественные советы при министерствах, профсоюзы — лучше бы такого контроля и вовсе не было. Так можно с помощью "гражданского общества" задавить все либеральное, что теплится еще в недрах исполнительной власти.
Или вот партия Жириновского. Беспрецедентная по масштабу рекламная кампания ЛДПР — очевидная попытка канализировать националистические настроения в институциональное, легальное русло, увести ксенофобски настроенных граждан с улиц и посадить их перед телевизором с пивом и солеными орешками.
Хлопотное это дело — давить фронду, изображая демократию. Главная проблема: раньше власть формировала реальность, теперь она следует за ней, едва успевая отвечать на новые вызовы.
Комментарии 0