Бывших борцов с коррупцией из МВД примеряют к редкой статье

08 мая 2014, 10:24, ИА Амител

Бывшим оперативникам Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК), подозреваемым в превышении должностных полномочий и провокации взяток, могут предъявить новое обвинение. По данным "Известий", следователи СКР проводят доследственную проверку по редкой в современной юридической практике ст. 299 УК ("Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности"). Первыми обвиняемыми по ней могут стать высокопоставленные оперативники, упоминающиеся в делах бывшего сити-менеджера Смоленска Константина Лазарева и сенатора от Новгородской области Александра Коровникова. 

Расследование уголовного дела против группы бывших руководителей и оперативников ГУЭБиПК набирает обороты. Под следствием находятся уже 12 сотрудников этого подразделения, в том числе и бывший заместитель руководителя генерал-майор полиции Борис Колесников. Экс-полицейских обвиняют в организации преступного сообщества или участии в нем, а также в провокациях взятки и превышении должностных полномочий. По версии СКР, под видом борьбы с коррупцией они фабриковали уголовные дела против чиновников, провоцируя их на получение взяток. 

Судя по всему, это будут не последние обвинения в адрес оперативников. Сейчас в этом деле девять эпизодов, и, по данным "Известий", по некоторым их них следственная бригада уже проводит проверку по ст. 299 УК ("Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности"). Эта редко применяющаяся статья предусматривает наказание до 10 лет лишения свободы. 

Эту информацию "Известиям" подтвердили и некоторые заявители по делу. Например, бывший сити-менеджер Смоленска Константин Лазарев, обвинявшийся в получении крупного отката и оправданный судом. По его словам, следователи рассматривают вопрос о возбуждении уголовного дела по ст. 299 УК против силовиков, которые проводили оперативные мероприятия по его делу. Лазарев утверждает, что он стал жертвой грубой провокации, к которой были причастны замглавы Управления "Б" Иван Косоуров, оперативники Андрей Назаров и Евгений Голубцов, следователь МВД Николай Будило и его коллега из Главного управления по Центральному федеральному округу Александр Ильин. 

Привлечь оперативников к ответственности за незаконное уголовное преследование следствие просили и представители сенатора от Новгородской области Александра Коровникова. В 2013 году он стал участником коррупционного скандала вокруг сотрудника Счетной палаты Александра Михайлика. СКР планировал предъявить Коровникову обвинение по ст. 291-1 УК ("Посредничество во взяточничестве"), однако сделать этого до сих пор не смог, потому что он является спецсубъектом. В конце января 2014 года Генпрокуратура вернула в СКР запрос на лишение сенатора статуса неприкосновенности, отказавшись передавать его в Совет Федерации.

— В своем заявлении мы просили возбудить уголовные дела против сотрудников ГУЭБиПК и в том числе подразумевалась ст. 299 УК, — рассказал "Известиям" адвокат Коровникова Жан Семенов. 

Адвокаты оперативников ГУЭБиПК считают, что к их подзащитным неправомерно применять ст. 299 УК.

— А при чем здесь оперативники, почему только они виноваты? Материалы на людей, которые сейчас на них жалуются, проходили через прокуроров, следователей, суды, — сообщила "Известиям" адвокат генерала Колесникова Анна Ставицкая. — Они же возбуждали против них дела, направляли в суды ходатайства об аресте, проверяли данные, которые представляли оперативники. Если бы суд не принимал такие материалы, то и не было бы невинно осужденных. 

Эксперты неоднозначно оценивают перспективы появления в этом деле ст. 299 УК.

— Уголовные дела по ст. 299 УК возбуждаются как против следователей, так и оперативников. В последнем случае это обычно происходит после того, как оперативники оказывали давление на фигурантов дела либо выбивали из них показания, — рассказал "Известиям" адвокат Анатолий Вербицкий. — Такие дела возбуждаются редко, потому что необходимо вызывать осужденных, заново допрашивать, а также заново проверять действия оперативников и следователей. В данном случае всё может быть гораздо проще, учитывая общественный резонанс и контроль за делом. 

— Эта статья является редкой в применении и по своей сути декларативной, потому что она не выгодна государству, — пояснил "Известиям" бывший следователь по особо важным делам Генпрокуратуры, а ныне адвокат Владимир Калиниченко. — Если будет признано, что человек был неправомерно привлечен к уголовной ответственности, то, значит, придется признать ошибку правоохранительных органов. Человек получит право на реабилитацию, и ему нужно будет платить крупную компенсацию. Одному из моих подзащитных государство на этом основании выплатило 25 млн рублей. 

+++
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/570480#ixzz315Hyzk00

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров