Чужой ребенок: "Каменские известия" разбирались, почему приемные родители отказались от мальчика
19 апреля 2013, 15:49, ИА Амител
Наша встреча состоялась в инфекционном отделении Каменской ЦРБ, где, помимо больных, проходят обследование дети, оставшиеся без попечения родителей, перед помещением в приют либо детский дом. У каждого из них есть шанс—обрести настоящую семью. Одиннадцатилетний Сережа Петунин однажды уже воспользовался им. Однако тех, кого еще недавно называл мамой и папой, мальчик в гости уже не ждет—для него теперь они чужие…
С ЧИСТОГО ЛИСТА
Эта история началась в апреле прошлого года. Вполне благополучная, материально обеспеченная семья обратилась в органы опеки с желанием взять на воспитание ребенка из детского дома. Супруги пояснили: свои дети у них выросли, так что хотели бы дарить неистраченную любовь другим—возможность есть. Рассмотрев пакет документов, будущих приемных родителей направили обучаться в Крутихинский центр психолого-медико-социального сопровождения, при котором есть детский дом. Сомнений не было—семья достойная: оба здоровы, материально обеспечены, жилплощади хватит на всех и, что немаловажно, женщина—педагог с большим стажем. В Крутихинском детском доме их познакомили с мальчиком Сережей одиннадцати лет. Сначала оформили гостевой режим, а потом опеку. Спустя пару-тройку месяцев в приемной семье появилась и девочка из того же Крутихинского детского дома.
Казалось, в доме у новоиспеченных опекунов все в порядке. Целый год, пока Сережа там жил, во внутренние дела семьи особо никто не вмешивался, да и необходимости такой не было—мальчик хорошо учился в школе, был старостой в классе, всегда чистый, опрятный.
Однажды он на занятия не явился. Классный руководитель позвонила родителям, и каково же было ее удивление, когда те сообщили о своем решении отказаться от ребенка.
Социальный педагог, психолог и классный руководитель бросились разбираться в причинах случившегося. Специалисты ставили перед собой одну задачу—сохранить семью, но тщетно. Приемные родители были непоколебимы в своем решении и наотрез отказались от помощи специалистов. Оказывается, у них с приемным ребенком и раньше были недомолвки. Настал тот день, когда скопившийся негатив вылился в конфликтную ситуацию. Пока Сережа спал, родители собрали его вещи и утром вместе с ним уже стояли у дверей кабинета "опеки".
И взрослые, и дети, с кем Сергей учился в одном классе, были обескуражены таким известием. Вместе с учительницей приняли решение—не бросать товарища в беде, а навещать его и помогать. Так что в больнице мальчишке скучать некогда—посетители каждый день да по нескольку раз с гостинцами наведываются, и даже мобильный телефон ему подарили. До сей поры у ребенка и такой техники не было.
Замечу, что этот факт поначалу меня удивил—сегодня мобильный телефон не является предметом роскоши, скорее, необходимое средство, позволяющее быть с ребенком на связи. По словам учительницы, приемные родители Сережи ни разу не были на школьных собраниях. Этот факт насторожил. Тут и мне стало интересно—для каких целей ребенка взяли из детского дома?
Давать какие-либо комментарии бывшие опекуны наотрез отказались.
НЕПИСАНЫЕ ЗАКОНЫ
—В юридическом плане ситуация за рамки не выходит,—пояснила специалист по опеке и попечительству комитета по образованию администрации города Наталья Юшина.—Другое дело—этическая сторона вопроса. На сегодня в Камне 12 приемных семей и 120 опекунских. В них воспитываются почти 180 ребятишек. Это второй случай отказа от ребенка—в 2008 году подобное произошло в другой приемной семье. Там ребенок категорически настаивал на возвращении в детский дом, а здесь—непротив жить в другой приемной семье. Подбором кандидатов на эту должность мы сейчас и занимаемся. Не стоит никого осуждать—ни одна приемная семья от такого исхода не застрахована.
Чтобы воспитывать чужого ребенка, говорят, одного желания мало—необходима внутренняя предрасположенность взрослых людей, решившихся на столь ответственный шаг. Когда его сделали герои нашей истории, бывшие коллеги были немало удивлены.
—Не такой широты души этот педагог,—заметил кто-то из них.—Работала с детьми много лет, особой любовью к ним никогда не пылала, впрочем, как и они к ней, конфликтных ситуаций с родителями не возникало, с администрацией не ссорилась, на работу не опаздывала—одним словом, четко исполняла свои обязанности согласно должностной инструкции.
Все, как сейчас: договор с органами опеки заключили, точно в срок отчитывались за каждую копеечку, потраченную на ребенка из ежемесячных пособий. Вот для справки грубые цифры: приемной семье положена единовременная выплата чуть больше 15 тысяч рублей, плюс ежемесячное пособие на ребенка 6800 и ежемесячное денежное вознаграждение для родителей за воспитание чужого чада 3500 рублей. Подобный денежный расклад предполагает, что хотя бы один из родителей может не работать, осуществляя воспитание и уход за приемными детьми, социальную и психологическую помощь.
НЕ СУДИ, ДА НЕ СУДИМ БУДЕШЬ
Соседи утверждают, что в этой семье на первом месте стояла трудотерапия: приемный сын чуть свет уже чистил снег вокруг дома, возил тяжелые фляги с водой. Хорошо это или плохо? Судить не нам—не зря гласит народная мудрость, что чужая семья—потемки. Кое-кто уверен: накормить, одеть, обуть, проверить уроки могут у ребенка и в детском доме, семья нужна, чтобы любить его.
По закону однажды отказавшиеся от приемного ребенка навсегда лишаются права взять на воспитание еще одного. Как быть с восьмилетней девочкой, взятой из того же детского дома этими же родителями? А если и с ней они не найдут общего языка? На этот вопрос в органах опеки отвечают просто:
—Поскольку никаких противоправных действий в отношении мальчика родители не совершали, то и вопрос по изъятию девочки из семьи на сегодня не стоит. Пока Сережу обследуют медики, ему еще предстоит поработать с психологом.
—Вежливый,—говорят про него сотрудники Каменской ЦРБ,—воспитанный, аккуратный. Сколько нам приходилось видеть здесь брошенных и отказных, этот сильно от них отличается. Чем он не устроил приемных родителей?
—Здравствуй, Сережа,—осторожно вошли мы в палату вместе с фотокорреспондентом.—Как твои дела?
—Когда я вырасту, очень хочу стать пожарным, потому что это героическая профессия,—не сразу разговорился Сережа.—Знаю, что придется сдавать экзамены, а для этого нужны хорошие знания и физическая подготовка. Я люблю делать уроки, а еще заниматься греко-римской борьбой…
Мой юный собеседник рассказал, что он дружен с одноклассниками, любимый праздник—Новый год. Правда, Дед Мороз принес ему в этот раз лишь кулек конфет, но он был очень рад такому подарку. Сережа признался, что хотел бы вновь обрести семью. На мой вопрос: "Какими ты видишь будущих родителей?", мальчик поднял на меня большие серые глаза и дрогнувшим голосом ответил:
—Добрыми…
Комментарии 0