Директор сельской школы на Алтае Татьяна Шмидт: "Ну, как же докричаться, как сказать, что от обиды и деревни плачут!"

23 марта 2009, 13:48, ИА Амител

Директор Цветопольской основной общеобразовательной школы и депутат Бурлинского райсовета (Алтайский край) Татьяна Шмидт опубликовала сегодня комментарий, к новости, опубликованной на сайте amic.ru еще в октябре 2002 года. Тогда речь шла о том, что "Лишь пять семей коренных жителей села Цветополь проживает в нем сегодня, и пока не собираются менять место жительство с Алтая на Германию".

"Еще две семьи российских немцев из с. Цветополя "сидят на чемоданах", ожидая вызова на запад. Однако село не пустеет, активно пополняя свои ряды за счет новых переселенцев. Правда, не за счет жителей Украины и центральной России, как было это в начале XX века, и даже не благодаря выходцам из близлежащего Казахстана и Новосибирской области, как происходило совсем недавно. Новые мигранты едут в Цветополь как правило из того же Бурлинского района, решив поменять свою деревню на лучшую", - сообщалось в заметке почти 7-летней давности.

Предлагаем читателям amic.ru ознакомиться с рассуждениями педагога о проблемах и преданности:

"Моё родное село – Травянка, осталось в Казахстане. Здесь, в селе Цветополь, я живу десять лет. Говорят, стаж немалый, уже стала коренной. Причина, по которой уехали – отсутствие основной школы. Осталась начальная. Вот так, прожив полжизни на одном месте, пришлось уезжать.

Цветополь нам понравился. Очень много переселенцев, никто не бросал косых взглядов, большой просторный дом, который выкупили в рассрочку, светлая школа. Стали потихоньку налаживать жизнь.

Прошло десять лет. История повторяется. На сегодняшний день в школе 20 учащихся. Поэтому она в числе первых на реструктуризацию в начальную. Я пересмотрела много документов в Интернете, перечитала высказывания разных людей и теперь хочу высказать свою точку зрения.

Хочу сразу оговориться, что она во многом совпадает с мнением коллектива школы и многих жителей, я знаю это по бесконечным разговорам о судьбе села и всех, кто здесь живёт.

Итак, причин на реорганизацию школ много. Это – малое количество детей, ветхость зданий, большой процент учителей –пенсионеров, раздутый штат работников, что приводит к затратности малых школ. Но главная причина- малое количество детей. Сегодня их в школе 20, а дошкольников 34, и ещё шесть женщин ждут в этом году прибавления в семье.

В нашем селе проживает 27 молодых семей, хотя я не могу не сказать, что есть и неполные семьи. Так что при самых грубых расчётах количество детей увеличивается. Бытует мнение, что дети из малых школ плохо адаптируются в жизни. Я готова поспорить с этим мнением. Сама училась в основной школе и вижу, какие дети растут. Многие уже сейчас понимают, что ничего не даётся просто.

А ещё хочу обратить внимание на то, что если сопоставить количество городских и сельских ребят, потерявшихся в жизни, неизвестно какие это будут цифры. У нас очень красивая школа. Светлая, чистая. В этом году был установлен тёплый туалет. Да снаружи здание школы выглядит неважно, но ведь кто и когда её ремонтировал? Школе в этом году 38 лет. А она крепкая, уютная.

В начале зимы мы посетили новую школу в Гальбштате, шикарная школа, сказка. Даже представить трудно, что бывают такие, а я ходила по ней и понимала, как мне дорога наша сельская школа, как мне хочется туда, где я знаю каждую трещинку, каждый уголок, и как бы хотелось, чтобы хоть какая то помощь приходила и к нам. Пусть это не будут индивидуальные компьютеры на всех детей, но хотя бы заменить наши старые, которые уже не тянут даже рабочие программы, заменить карты, мебель, освещение. Но даже при отсутствии нового оборудования я буду утверждать, что главное в малых школах – это та обстановка уюта, которой зачастую не хватает большим.

Я не делаю противопоставления средним школам, я просто пытаюсь защитить то, что имеем. Иногда хочется сказать – ну не трогайте то, что ещё осталось. Уже в своё время освободились от садиков, а теперь не знаем, как восстановить. Трудно. Здания разрушены, оборудование исчезло. Зачем наступать на те же грабли? Мы перевели всё на язык экономики, просчитали сколько стоит обучение школьника, стремимся в великое будущее с современными школами, я не против.

Но сегодня, в реальной жизни много ли заботы о душе ребёнка,когда им с утра бежать на автобус, ехать в школу в зимние холода. Я езжу из Цветополя в Бурлу как минимум раз в неделю. Хочу сказать, пока нагреешь сиденье, сама замерзаешь, а что говорить о детях? Коллектив Цветопольской школы состоит из девяти человек. Одна учительница находится в декретном отпуске. Семь учителей имеют высшее образование. Двое- среднее специальное. На пенсии только один учитель. Возрастной состав – от 28 до 52 лет. 60% учителей – до 32 лет.

Наш коллектив – один из самых молодых в районе. Тем не менее, качество образования высокое. Дети продолжают обучение в других школах района и подтверждают свои знания. Я не зря упомянула Травянку. Долгое время не приезжала в родное село, а когда приехала, остолбенела от увиденного. Пустые места заросли лозняком. Высоким, непролазным. Осталось ощущение, что сама природа прикрыла позорные руины брошенных домов, места, где рождались дети, шумела жизнь.

Сегодня я хочу задать только один вопрос тем, от кого зависит реорганизация школ, а значит и существование сёл: каким мы хотим видеть район? Пустыней, местом, заросшим лозняком? Почему, едва успокоившись, найдя приют в этом тихом посёлке, десятки семей, надеявшиеся долгие годы жить и работать здесь, должны опять срываться с места,искать, работу, жильё, чтобы дети были рядом. А на какие средства?

Мы все в какой-то степени "заложники" малых деревень. Ну не повезло родиться в городе. Не продашь жильё за хорошие деньги, не купишь в другом месте. Да и не стремятся многие мои односельчане в города. Есть место на земле, где человеку хорошо, где есть крыша над головой, подворье, работа, согласитесь – немало. Я часто сравниваю район с большой семьёй – есть дети большие и есть маленькие.

Какому же отцу придёт в голову убить маленьких, чтобы прокормить больших?. Ведь они все дороги. Но это в крепкой семье, где отец пойдёт на всё, чтобы вырастить детей. А как хочется восстановить парк, увидеть, как строятся новые дома, счастливых людей, въезжающих в них, асфальтированные дороги, видеть свою школу, детей, шумящих в ней, а для этого сделать уже кажется нереальное - сохранить школу, сохранить село.

253 человека проживает сегодня в Цветополе. 35 человек – коренные жители, остальные – переселенцы. У каждого своя история. Но едины мы в одном – этот посёлок стал для нас родным. Ну, как же докричаться, как сказать, что от обиды и деревни плачут? И продавать их, значит предавать – страну свою и собственную мать, Да и себя, конечно же, в придачу. (Э.Асадов)

Шмидт Татьяна Александровна,

директор школы, депутат районного совета.



В новости использовано фото с сайта МОУ "Цветопольская основная общеобразовательная школа" и иллюстративная работа с сайта http://www.photosight.ru/ "Брошенный дом".

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров