Экономическая ситуация душит автозаводы России

30 января 2015, 17:45, ИА Амител

После декабрьского ажиотажа автопром России попал в рыночный вакуум: резкое снижение спроса с одной стороны, и увеличение стоимости машин с другой, создают контрпродуктивную обстановку. Что может противопоставить кризису автомобильная отрасль? Предлагаем читателям ИА "Амител" ознакомиться со статьей, опубликованной в "Свободной прессе":

Включить паузу

В 2014 году крупные автопроизводители вставали на паузу, но срок простоя, в основном, не превышал 1-2 недель. В 2015 году ситуация обостряется: так, весной питерский завод General Motors остановит конвейер почти на два месяца. Показательно, что на заводе выпускаются весьма популярные в России модели – Chevrolet Captiva, Chevrolet Cruze, Opel Antara и Opel Astra. По итогам 2014 года тот же Chevrolet Cruze вошел в ТОП-25 самых продаваемых авто, а в своем классе занял третье место. Тем не менее, представители General Motors обосновали необходимость простоя резким снижением спроса, к чему привело повышение цен на автомобили из-за зависимости от импортных компонентов. В результате, базовая цена Chevrolet Cruze по состоянию на 29 января составляет 913 тысяч рублей.

Российский производитель UAZ уведомил службу занятости о возможности увольнения 2400 сотрудников завода, не считая работников предприятий-партнеров (еще 600 человек). Решение о сокращениях еще не принято, однако в худшем варианте завод может лишиться почти трети своих сотрудников. Падение спроса на продукцию ульяновского завода связано, в том числе, с высокой долей импортных компонентов в современных UAZ.

АвтоВАЗ отреагировал на сложную ситуацию объявлением о сокращении порядка 1100 управленцев разного уровня. Это означает, что завод может "подсушить" штат своих менеджеров и специалистов примерно на 10%.

Есть основания полагать, что это далеко не последние сообщения о негативных трендах в автомобильной отрасли. Некоторые компании готовятся корректировать производственные мощности, однако пока занимают выжидательную позицию. В качестве контрмер, помимо простоев и сокращения штатов, производители могут использовать переход на меньшее число рабочих смен.

Все это означает, что в 2015 году автомобильный рынок потеряет гибкость: сложнее будет купить машину в нужной комплектации из наличия, вырастет срок ожидания машин на заказ, часть комплектаций (в частности, базовые) могут значиться в прайс-листах лишь номинально. Производители проявят осторожность при формировании квот, что, как ни парадоксально, впоследствии может привести к дефициту определенных моделей или модификаций.

Дилеры, кто на выход?

Падение спроса поставило в тяжелое положение дилеров. Так, один из крупнейших холдингов Перми "Экс Авто" выставил на продажу семь автосалонов, представляющих Nissan, Datsun, Peugeot и Citroen. В Петербурге начались проблемы у компании "Лаура" которая вынуждена была закрыть автосалон, представлявший Chevrolet, Suzuki, Opel и SsangYong. Кризис усугубил положение дилера Renault в Самаре: в настоящий момент автоцентр закрыт, а некоторые клиенты не могут получить уже оплаченные автомобили.

По мнению экспертов, первыми на выход будут дилеры, представляющие в России не самые популярные марки, а также марки, модельный ряд которых состоит, в основном, из импортируемых моделей. Кроме того, спад рынка выявит внутренние проблемы некоторых дилеров, с которыми они столкнулись еще до кризиса — подобное произошло, например, в случае с самарским дилером Renault.

Клиентам, в свою очередь, нужно быть очень внимательными при покупке машины с полной предоплатой: проблемы с наличными деньгами вынуждают дилеров строить своеобразные "пирамиды" клиентов, оплачивая взносами последних покупателей машины тех, кто заказал авто ранее. Не исключены варианты и "внезапного банкротства", когда клиенты, уже оплатившие машины, оказываются перед закрытыми дверями автосалона, а руководство перестает выходить на связь.

Надежда на правительство?

Автопроизводители России (включая иностранные концерны) обратились к правительству с просьбой принять комплекс мер по стимулированию автомобильного рынка и автопрома, однако их предложения были приняты лишь в ограниченном объеме. Так, правительство согласилось продлить программу утилизации, на что выделило 10 млрд рублей с возможностью увеличения лимита. Кроме того, автопром поддержат госзакупками и субсидиями на покупку сельскохозяйственной, коммунальной и другой социально-значимой техники.

Однако многие меры, направленные на поддержку легкового автопрома, отклонены. В частности, правительство не поддержало идею возобновления программы льготного автокредитования, на что союз автомобильных дилеров просил 20 млрд рублей. Также отклонена идея ограничения экспорта металлопродукции и смягчения условий промышленной сборки иномарок.

Последний пункт особенно важен, поскольку соглашение, заключенное крупными автопроизводителями с Минпромторгом, подразумевает наращивание объемов выпуска автомобилей в России до 300-350 тысяч единиц в год в течение ближайших лет (поэтапно). В случае невыполнения этого и ряда других условий (в частности, об уровне локализации) автопроизводители могут лишиться "скидки" на таможенные пошлины при ввозе автокомпонентов. Так, сейчас она составляет 0-5% вместо 30-40%. Однако неблагоприятные рыночные условия осложняют реализацию плана, предусмотренного соглашением о промсборке, и рано или поздно компании окажутся перед дилеммой: стискивать зубы и пытаться найти точки роста в России или оставить рынок?

Спасительная локализация

Между тем, экономическая ситуация может и подстегнуть производителей к развитию. Так, компания Renault-Nissan сообщила о намерении увеличить локализацию, чтобы снизить зависимость от валютных курсов. При этом степень локализации на московском заводе компании уже приближается к 80% (рекорд для иностранного производителя), а завод Nissan под Петербургом планирует увеличить локализацию с 39 до 45% в ближайшее время.

При этом концерн не отказывается от планов выпуска новых моделей: в частности, в феврале начинаются продажи Nissan X-Trail питерской сборки, а на ижевском заводе концерна стартует производство нового поколения хетчбэка Nissan Tiida.

Курс на ускоренную локализацию таит и свои риски. Во многих случаях арсенал компонентов, поддающихся "мгновенному обрусению", весьма ограничен. Скажем, если автомобиль штампуется из импортного проката, переход на российский металл возможен в разумный срок. Российские сталевары за последние годы нашли общий язык с автопромом, и, например, Renault Logan и Volkswagen Polo Sedan уже несколько лет штампуются, в том числе, из российского проката. Однако ряд сложных и дорогостоящих компонентов требует слишком крупных инвестиций для локализации, отбить которые можно только при достижении серьезных объемов производства. Спад рынка создает неблагоприятную среду для подобных проектов. В частности, большинство производителей не готовы локализовать один их самых дорогостоящих узлов автомобиля — силовой агрегат. Впрочем, есть и исключения: на АвтоВАЗе уже собирают двигатели Renault, а калужский завод Volkswagen планирует запустить моторное производство в 2015 году.

Но есть и еще одно сомнение: создание производства любого компонента на территории России не означает, что его себестоимость мгновенно переходит в "рублевый формат". В настоящий момент большинство предприятий-поставщиков, находящих в промзонах сборочных заводов, также принадлежат иностранным компаниям и зачастую собирают узлы из импортных компонентов, используя импортное оборудование. В результате, даже сделанная в России деталь имеет валютную примесь в себестоимости.

Это не значит, что путь локализации тупиковый. Но не нужно ждать чудес: спад рынка наносит вред автопрому уже сейчас, а для реализации даже авральных планов по локализации нужны месяцы и годы.

И все-таки именно русификация производства является сейчас главной надежной автопрома. Так, в Калининграде утвердили "дорожную карту" по созданию автомобильного кластера, включающего пять заводов полного цикла и предприятия по изготовлению автокомпонентов. Калининград, наряду с Калугой, Питером, Тольятти является одним из концентраторов автопрома. В регионе выпускают автомобили BMW, Kia, Opel, Chevrolet, Hyundai, Ford. Создание кластера повысит привлекательность площадки для инвесторов и позволит автопроизводителям наращивать темпы локализации.

Продолжается развитие особой экономической зоны "Тольятти": в 2015 году планируется строительство второй очереди. Новые предприятия займут в полтора раза большую территорию, чем площадь первого этапа. Ожидается, что к 17 резидентам ОЭЗ "Тольятти" в 2015 году добавятся еще 8.

Компания Mercedes-Benz, пока не располагающая площадкой по производству легковых авто в России, не собирается отказываться от планов локализовать модели премиум-класса — в настоящее время идет поиск партнера.

Локализация позволяет не только удерживать себестоимость, но и создавать новые рабочие места, перераспределив часть сотрудников со сборки готовых машин на сборку компонентов.

Резюме

В краткосрочной перспективе ожидается существенный спад продаж, а с ним и спад производства автомобилей в России.

В зоне риска находятся компании, зависящие от импорта автомобилей или автокомпонентов для их сборки.

В долгосрочной перспективе основным способом выживания и восстановления объемов производства станет переход на местные комплектующие и сырье для сборки автомобилей.

Как бы то ни было, в ближайшие месяцы продолжится рост рублевых цен на автомобили, а возможностей купить ту или иную модель из наличия станет меньше — дилеры все чаще будут работать по заказам с полной предоплатой.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров