ФСБ примет на вооружение микробеспилотники

24 января 2013, 09:48, ИА Амител

Федеральная служба безопасности (ФСБ) планирует принять на вооружение беспилотные летательные аппараты (БЛА) микрокласса, оборудованные современными оптическими средствами наблюдения. Такой самолет вместе с оборудованием весит всего до 1 кг, но способен следить за объектами с высоты и передавать высококачественное изображение на расстояние до 5 км. Обнаружить такого летающего микрошпиона фактически невозможно ни визуально, ни с помощью радаров. Разработка этих систем будет вестись в режиме полной секретности. Об этом пишут "Известия ".

Беспилотники активно используются в последние годы практически всеми российскими спецслужбами в самых различных целях — от ведения разведки до контроля за пробками на дорогах и состояния лесов. У ФСБ — особые запросы. Ведомство объявило конкурс на проведение научно-технического исследования "Возможность создания оптико-электронных средств наблюдения для беспилотных авиационных комплексов микрокласса". Чекисты хотели бы оснастить свои беспилотники еще более миниатюрными камерами и передатчиками.

Основная тема работы — изучение уже имеющихся средств наблюдения, обобщение накопленного опыта и возможность создания мощной системы наблюдения для беспилотников, взлетный вес которых не превышает 1 кг.

По замыслу они должны действовать в радиусе 5 км от оператора в любую погоду и время суток. Времени и денег на техническую новинку спецслужба не жалеет. Как следует из документации заказчика — оперативно-технического управления ФСБ, на предоставление макета и документации выделяется почти два года и 7 млн рублей. При этом сама разработка, получившая шифр "Нахлыст", по весу не должна превышать 200 г.

Предполагается, что устанавливаться подобная аппаратура будет на БЛА типа "Вуаль".

Список задач, которые ФСБ предполагает решать с помощью минишпионов, традиционно не разглашается, но очевидно, что все они будут связаны со скрытым наблюдением и мониторингом территории. В конкурсной документации отдельно подчеркивается, что компания, выигравшая тендер на разработку, не имеет права сообщать кому-либо или показывать документы, макеты или как-либо комментировать ход работ.

Как пояснил "Известиям" генеральный директор компании, представляющей на российском рынке новейшие немецкие беспилотники фирмы "ЮВС Авиа" Владимир Агамалян, бурный рост на этом весьма специфическом рынке начался в России еще несколько лет назад.

— Сверхлегкие аппараты, относящиеся к микроавиации, делятся на два типа: самолетный и вертолетный. Больше производится первых, — пояснил "Известиям" эксперт.

По его словам, интерес спецслужбы проявляют чаще к беспилотникам больших размеров. Это связано с тем, что у микроаппаратов весом около 1 кг слишком ограниченно время полета.

— При идеальных погодных условиях оно не превышает 30 минут при дальности 6 км и наборе высоты до 4 км. В реальных условиях время сокращается до 20 минут. Пока чаще такие аппараты приобретаются все же для развлечения — продолжения популярной в СССР темы авиамоделизма или решения локальных задач, например облета и съемки здания, — поясняет Владимир Агамалян.

Он отмечает, что средняя стоимость образца микроавиации — около 1,2 млн рублей. Но она резко возрастает при "начинке" его суперсовременной спецаппаратурой и легко может доходить до заявленных 7 млн рублей.

В свою очередь, президент международной контртеррористической тренинговой ассоциации Иосиф Линдер отметил, что разработки первых образцов для микроавиации спецслужбы вели еще в 80-е годы прошлого века, а первые попытки их использования относятся к 1990-м годам.

Основная сфера их применения — наблюдение при выполнении локальных точечных задач, например скрытое наблюдение или подготовка к силовому захвату преступников или штурму здания, когда использовать человека означает подвергать его опасности.

— Активно их стали применять последние 10 лет. До этого велись дискуссии относительно их эффективности, — подчеркивает Иосиф Линдер.

К очевидным плюсам микроавиации эксперт относит три фактора: крайне низкий шумовой эффект при полете, минимальные шансы быть обнаруженным радаром из-за маленькой площади отражающей поверхности и малую вероятность визуального обнаружения. Рассмотреть в небе такой беспилотник может только опытный наблюдатель с мощным биноклем.

При этом сама концепция внедрения таких аппаратов не вызывает у профессионалов сомнений, они, как и производители, уверены, что у микроавиации большое будущее.


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров