Гернот Эрлер: Хватить травить Россию!

12 июня 2013, 10:22, ИА Амител

Москва подвергается слишком жесткой критике со стороны Запада, - так считает Гернот Эрлер - заместитель председателя фракции СДПГ в Бундестаге, который в период с 2005 года по 2009 год был министром во внешнеполитическом ведомстве Германии.  ИНОСМИ опубликовало перевод его статьи, опубликованной в "Die Zeit" (Германия). Предлагаем читателям ИА "Амител" с ней ознакомиться.

Мы все разочарованы тем, что происходит в России. Поэтому в настоящее время проводятся интенсивные дебаты относительно адекватного обращения с гигантским соседом Евросоюза на Востоке. Однако наши политические коллеги в Москве также разочарованы Западом в целом. В сложившейся ситуации невозможно разобраться, если не посмотреть на нее более пристально.

С точки зрения Москвы, Запад после развала Советского Союза безжалостно использовал слабость России: НАТО и Евросоюз расширились на Восток, а солидарность России с Соединенными Штатами после 11 сентября не была признана. В довершении всего вблизи России - на Украине и в Грузии - произошли революции. Польша и Чехия ожидают реализации планов по созданию системы противоракетной обороны, тогда как Москва была выведена за рамки международно-политического процесса. Путин детально изложил все это в своей гневной речи, произнесенной им в феврале 2007 года на Мюнхенской конференции по безопасности.

И в 2008 году внешнеполитическое разочарование продолжилось: сначала Косово получило признание, несмотря на протесты России. Затем в августе грузинский президент оккупировал Южную Осетию как раз в то время, когда весь мир был в гостях в Пекине на открытии Олимпийских Игр. Путин обсудил с Джорджем У. Бушем действия Михаила Саакашвили, однако американский президент ничего не сделал для того, чтобы остановить своего грузинского друга. Последовавший масштабный военный удар по Грузии настроил весь мир против России, которая была воспринята как агрессор. Ставшие впоследствии известными факты относительно провокаций со стороны Саакашвили уже ничего не могли изменить.

В качестве реакции на российскую военную операцию западные страны прекратили на время работу Совета НАТО - Россия, то есть - именно того органа, в рамках которого и должны были обсуждаться последствия произошедшего конфликта. В том же году президент Дмитрий Медведев представил свою идею относительно создания общей архитектуры безопасности для Европы в целом, которая, по его мнению, могла бы способствовать созданию единого пространства безопасности от Атлантики до Владивостока и позволила бы таким образом окончательно преодолеть конфронтацию между Востоком и Западом. Однако Запад в целом не проявил к этой инициативе никакого интереса. С самого начала ей приписывалось намерение сделать НАТО ненужной организацией.


Новый президент Соединенных Штатов Барак Обама на некоторое время прервал существовавшую цепочку разочарований. Однако второй президентский срок Обамы начался, в отличие от первого в 2009 году, без заметной политической повестки дня по поводу России. НАТО приняла решение относительно первых шагов по созданию системы противоракетной обороны без участия России. И в сирийской трагедии Запад определил для Москвы роль плохого парня.

Все это, естественно, избирательный и односторонний взгляд. Однако разочарование, накопившееся за последние годы, влияет на позицию и поведение российской политической элиты. Просто никто уже ничего не ожидает от Соединенных Штатов или от Евросоюза. Путин в ходе своей предвыборной кампании попытался направить возникшие пессимистические настроения в определенное политическое русло и привлечь внимание избирателей к своим не особенно обнадеживающим планам по созданию Евразийского Союза, то есть организации, в рамках которой Россия, Белоруссия и Казахстан должны сотрудничать по образцу Евросоюза. Смысл послания: вы нам не нужны – и нас больше не беспокоит то, что вы думаете о нашей политике. Только так можно объяснить тот факт, что накануне своего посещения Ганноверской ярмарки, в которой Россия в этом году участвовала как страна-партнер, были проведены обыски в офисах двух немецких политических фондов в Москве и в Санкт-Петербурге.

Подобная непереносимая внешнеполитическая ситуация складывалась в течение нескольких лет, и все те люди, которые постоянно находятся в контакте с российскими партнерами, стали свидетелями ее формирования.

На этом фоне и следует рассматривать события, произошедшие в России после выборов в Государственную думу в декабре 2011 года. Возникло протестное движение, которому удалось вывести на улицу сотни тысяч демонстрантов и убедить общественность в том, что и во время выборов в парламент, и на президентских выборах имели место масштабные подтасовки. Оппозиции удалось прикрепить к кремлевской партии не очень лестное определение "партия жуликов и воров" и объединить очень разные протестные группы - от крайне правых до крайне левых - под лозунгом "Россия без Путина".

Политическое руководство вынуждено было серьезно отнестись к этим протестам. Оно не решилось отреагировать на них с помощью репрессивных мер и в период между двумя выборами пошло на политические уступки в области избирательного и партийного законодательства. Особенно беспокойство у руководства должно было вызывать то обстоятельство, что среди демонстрантов находились представители среднего класса. Многие наблюдатели увидели в этом прекращение действия общественного договора между средним классом и Кремлем.

Вновь избранный в марте 2011 года президент Путин мог предпринять попытку установления диалога с протестным движением. Однако Путин принял другое решение. С помощью серьезных изменений законов предполагалось изолировать сердцевину протестного движения, деморализовать ее и частично связать с криминалом. Для политического обеспечения этого процесса российский президент стал все больше и больше мобилизовывать националистические группировки правого толка, использующие враждебные по отношению к иностранцам и к Западу лозунги.

Однако без описанного выше разочарования в Западе подобного рода стратегия, несомненно, была бы менее успешной, чем она представляется в настоящий момент.


Не без оснований взираем мы с особой озабоченностью на наших давних партнеров в гражданском обществе, которых затронули новые законы. Большую роль играет при этом обязанность в случае получения денежных средств из-за границы регистрироваться в качестве "иностранных агентов", что воспринимается подпадающими под действие этого закона людьми как оскорбление и пока ими отвергается. Собственно сам конфликт по поводу принятого закона еще впереди.

В политических буднях весьма уместным будет проявление солидарности с нашими партнерами, против которых теперь направлены столь репрессивные действия. В этом отношении не только в Германии существует широкий консенсус. Это уже стало политической практикой. При каждом удобном случае мы обращаем внимание наших российских коллег на сложившуюся в гражданском обществе ситуацию. Однако одного этого еще недостаточно. Речь также идет о том, в каком направлении Россия будет двигаться в будущем. Мы не можем сидеть, сложа руки, и наблюдать за тем, как Россия и Европа все больше отчуждаются друг от друга, а политическая изоляция воспринимается как национальная независимость.

Нам необходимо иметь всеобъемлющую политику в отношении России. Известное всем "модернизационное партнерство" может служить в данном случае исходным пунктом. Модернизационное партнерство никогда не означало осуществление только технологической кооперации, но было нацелено также на процесс реформ во всем обществе - от эффективного управления функционирующей системой социальных гарантий до сильного гражданского общества в качестве критичного партнера в политике. Становящийся все сильнее российский средний класс требует осуществления именно такого процесса. Его представители больше не готовы довольствоваться постоянно звучащими обещаниями стабильности, их больше не пугают воспоминания о "хаосе" времен правления Ельцина, и они уже не воспринимаются ими как грозящая альтернатива.

Конечно, Россия способна сама со всем справиться. Однако без партнерства необходимое обновление и модернизация политики будут продолжаться дольше, и, возможно, даже опасно долго. Но что означает в данном случае партнерство? Сейчас подходящий момент для того, чтобы разработать новое понимание этого процесса. Европе самой, как показывает нынешний глубокий кризис, необходимы обновление и модернизация. Москве нужны не торговцы "европейской моделью", а наша готовность вместе с Россией заниматься поисками решения общих проблем. Только в случае равноправного партнерства можно убедить российскую элиту в преимуществах взаимодействия с Германией и с Европой. Подобный подход вдохнет новую жизнь в модернизационное партнерство. Хоронить его пока еще нет никаких оснований.


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров