Как на Алтае будут "укрывать" граждан в случае ракетно-ядерного удара
29 августа 2012, 11:24, ИА Амител
Недавно ГУ МЧС России по Алтайскому краю на своем сайте разметило материал под заголовком "Об обязательном обучении населения знаниям в области гражданской обороны". Обычная информационная публикация из разряда "на заметку", которая осталась бы не прочитанной, если бы глаза не зацепились за первый пункт в череде мероприятий по защите населения от оружия массового поражения: "Укрытие населения в коллективных средствах защиты". Дело в том, что накануне я совершенно случайно узнала о приватизации защитных сооружений в Алтайском крае.
Удивлялась и одновременно не удивлялась факту приватизации: в России все возможно, но приватизировать убежища... Поэтому выход публикации "Об обязательном обучении населения..." был использован в качестве повода выяснить у МЧС, многих ли объектов коснулась приватизация, строятся ли в наши дни подобные сооружения или мы продолжаем жить наследством СССР, как будут "укрывать" власти граждан в современных условиях и т.д. Думать о плохом не хочется. Но тема небезинтересная.
На вопросы, порой совершенно дилетантские, отвечал заместитель руководителя территориального органа МЧС России по Алтайскому краю Владимир Драчев.
ИА "Амител": В первую очередь хотелось бы узнать, велика ли сейчас угроза использования оружия массового поражения?
Владимир Драчев: Раньше предполагалось, что по нам будет применяться оружие массового поражения. Сейчас вероятность его применения резко снизилась.
ИА "Амител": С чем это связано?
Владимир Драчев: Величина угрозы зависит о политической обстановки в мире.
ИА "Амител": Я, конечно, "догадываюсь", что представляют из себя средства коллективной защиты. И все же поясните.
Владимир Драчев: К средствам коллективной защиты относятся защитные сооружения, которые подразделяются на убежища и противорадиационные укрытия. Средством коллективной защиты может быть тот же подвал дома. И когда планируется укрытие жителей городов, сел и т.д., берутся на учет даже подвалы, которые находятся в частном секторе. Допустим, есть погреб у кого-то. Он берется в расчет, потому что погреб способен защитить от осколков и ударной волны.
ИА "Амител": К какому классу защиты относят подвалы?
Владимир Драчев: К пятому (самый высокий класс первый, смотрите справку, - прим. ред.).
ИА "Амител": В наши дни строятся убежища?
Владимир Драчев: Их строительство в настоящее время не ведется.
ИА "Амител": Почему?
Владимир Драчев: Количество убежищ, которое имеется на территории города и края, достаточно, чтобы укрыть население, подпадающее под укрытие. Кого, куда и когда эвакуировать — это уже закрытая информация.
ИА "Амител": Но тем не менее. Допустим, в Барнауле, грубо говоря, проживает 700 тыс. человек. Барнаул располагает убежищами, в которых могут укрыться все горожане.
Владимир Драчев: На все население нет необходимости строить убежища.
ИА "Амител": А на какое есть?
Владимир Драчев: На население, которое остается в городе для работы на объектах (объектах, которые будут функционировать в военное время, - прим ред.).
Для этих целей защитных сооружений достаточно.
ИА "Амител": Я, безусловно, дилетант в вопросах гражданской обороны. Но мне кажется, что на переправку населения за пределы городах уйдет отнюдь не несколько часов. Успеют ли спасти жителей?
Владимир Драчев: Если будет ракетно-ядерный удар, то извините за выражение, мы от границы находимся далековато. И при запуске ракеты нас предупредят заранее.
Вы понимаете, с бухты барахты человек не нажмет ядерную кнопку.
ИА "Амител": А как будут вывозить граждан за пределы Барнаула?
Владимир Драчев: Существует план эвакуации. Система гражданской обороны построена по территориальному принципу. Согласно закону о гражданской обороне, за гражданскую оборону на территории муниципального образования отвечает глава администрации (органа местного самоуправления). Ему помогает рабочий орган, который планирует эти действия, - управление (отдел) по делам ГО и ЧС.
Определяется районы эвакуации, выезжают специалисты муниципальных образований и предприятий для изучения загородной зоны. На каждый дом выписывается ордер на подселение.
ИА "Амител": В обычном сельском жилом доме?
Владимир Драчев: Да, в одноэтажном или многоэтажном.
ИА "Амител": Я до конца не понимаю, чем город отличается от села в плане безопасности? Город опаснее, потому что в нем больше "привлекательных" объектов для противников?
Драчев: Сами ответили на свой вопрос. Нападающей стране не нужно уничтожать людей. Всех интересуют земля, полезные ископаемые и т.д. Кто на захваченных территориях будет работать? Нет смысла поголовно уничтожать людей.
Кого будет интересовать село Забугорное, где живет несколько фермеров, занимающихся выращиваем хлеба? Хлеб будет нужен и противникам.
ИА "Амител": Скажите, много в Алтайском крае приватизировано убежищ?
Владимир Драчев: Согласно законодательству, приватизация объектов гражданской обороны запрещена.
Убежища должны находиться в государственной — федеральной, краевой или муниципальной - собственности. Но поскольку в 90-е годы приватизация у нас шла сами знаете как.
ИА "Амител": Бешено.
Владимир Драчев: Да, то некоторые объекты попали в частные руки. Нами совместно с Росимуществом и прокуратурой проводится работа по возвращению объектов в государственную собственность.
Амител: Сколько объектов успели приватизировать?
Владимир Драчев: 2-3% от общего количества. Пока вернули в государственную собственность один объект. Процесс возвращения идет через суд, он очень долгий (общее количество убежищ не называется, поскольку это закрытая информация, - прим. ред.) .
ИА "Амител": Кто отвечает за содержание убежищ?
Владимир Драчев: За содержание объекта отвечает балансодержатель. По заключению договора совместного содержания, между Росимущством и организацией при участии МЧС, балансодержатель обязуется не вносить никаких изменений, ломать что-то и т.д.
ИА "Амител": Под организацией вы подразумеваете компанию, которая будет пользоваться убежищем в мирное время?
Владимир Драчев: Да.
ИА "Амител": В основном, наверное, склады устраивают в убежищах?
Владимир Драчев: Складские помещения. К примеру, у заводов имеются убежища. Они могут их использовать в качестве складских помещений.
Главное, чтобы балансодержатель в случае необходимости быстро освободил убежище (дается не более 6 часов) и привел его в состояние готовности к приему укрываемых (также 6 часов).
ИА "Амител": Как МЧС следит за сохранностью убежищ?
Владимир Драчев: Ежегодно проводятся смотры-конкурсы убежищ, комплексные проверки.
ИА "Амител": В какие годы у нас строились убежища?
Владимир Драчев: Защитные сооружения возводились совместно со строительством объектов экономики (конкретный период не называется, но можно предположить, что убежища строились в 50-х и 60-х годах прошлого столетия, - прим. ред.).
ИА "Амител": Что происходит с убежищами при закрытии предприятий?
Владимир Драчев: Когда объявляется банкротство на предприятии, к нам идет запрос от конкурсного управляющего: "Сообщите, находятся ли объекты гражданской обороны на базе данной организации". Мы проверяем реестр объектов и доводим до него информацию, имеется объект или нет. Зачем? Конкурсный управляющий, чтобы вернуть долги, может продавать имущество организации за исключением объектов гражданской обороны.
ИА "Амител": У ТЭЦ-1, я подозреваю, было очень серьезное защитное сооружение. В начале 2012-го ее вывели из эксплуатации. Что случилось с сооружением?
Владимир Драчев: Сооружение законсервировано.
ИА "Амител": Мой следующий вопрос у вас вызовет улыбку. Но я, несмотря на это, спрошу. Несколько лет в СМИ пишут, что в Республике Алтай якобы строятся VIP-бункеры. Вы в курсе о них? Может приходилось разговаривать с коллегами о бункерах? Что они из себя представляют?
Владимир Драчев: (на самом деле смеется) Я от вас первый раз о них слышу!
ИА "Амител": Меня еще такой вопрос интересует. Казенные бани, надо полагать, практически во всех селах Алтайского края закрыты. Да и в городах, очевидно, их осталось с гулькин нос. А бани ведь занимают не последнее место в системе гражданской обороны.
Владимир Драчев: Вот была баня, что из нее сделали? Была прачечная, что из нее сделали? Ресторан?
ИА "Амител": В селе, из которого я родом (с. Нижняя-Гусиха Усть-Пристанского района), из казенной бани сделали склад для зерна.
Владимир Драчев: А в Барнауле есть смысл из бани делать зерносклад?
ИА "Амител": Я...
Владимир Драчев: Татьян, я понял ваш вопрос. Службы, которые работают после применения ядерного оружия, осуществляя дезактивацию и тому подобное, создаются на базе предприятий, оказывающих коммунальные услуги: прачечных, бань и т.д. Сборный обмывочный пункт людей или станцию по обеззараживанию техники в Усть-Пристанском районе я не вижу смысла делать.
И вообще была баня государственная, стала частная. Закон о гражданской обороне позволяет задействовать любую организацию, не зависимо от формы собственности.
ИА "Амител": И с "частными банями" предварительно достигаются договоренности?
Владимир Драчев: Естественно. Это называется планирование мероприятий гражданской обороны.
PS: Надеемся, что следующее интервью по теме гражданской обороны нам удастся подготовить с начальником управления по делам ГОЧС г. Барнаула Вячеславом Романовым. Внезапная проверка исправности системы оповещения населения о ЧС, состоявшая в Барнауле 10 августа, в очередной раз показала, что в городе полно "глухих" зон.
Справка:
Убежище гражданской обороны — специальное сооружение, предназначенное для защиты людей от оружия массового поражения.
Классификация убежищ гражданской обороны осуществляется по разным признакам, один из них, пожалуй, самый главный, - защитные свойства.
Защитные свойства убежища определяются:
-
устойчивостью к избыточному давлению во фронте ударной волны (Ризб – расчётная нагрузка избыточного давления ударной волны, кгс/см2);
-
величиной ослабления уровня радиации (Косл – коэффициент ослабления радиации).
В зависимости от значения данных характеристик убежищам присваивается класс защиты.
Класс убежища |
Расчетная нагрузка избыточного давления ударной волны, кгс/см2 |
Коэффициент ослабления радиации |
А-1 (1 класс) |
5 |
5000 |
А-2 (2 класс) |
3 |
3000 |
А-3 (3 класс) |
2 |
2000 |
А-4 (4 класс) |
1 |
1000 |
А-5 (5 класс) |
0,5 |
500 |
Убежища, обеспечивающие наибольшую степень защиты (А-1), возводятся на территории АЭС. Также в убежищах класса А-1 оборудуются командные пункты органов государственного и военного управления оперативного, оперативно-стратегического и стратегического назначения. Убежища класса А-2 возводятся в трехкилометровой зоне АЭС. Основной класс убежищ для населения – А-4.
Фото с сайта mchs22.ru.
Комментарии 0