Минэк против ужесточения наказаний за неиспользование сельхозземель

22 апреля 2013, 12:05, ИА Амител

В Минэкономразвития считают, что предложенные Минсельхозом штрафы за использование сельскохозяйственных земель не по назначению необоснованны и чрезмерны, а их принятие может крайне негативно сказаться в том числе на добросовестных аграриях. Такой вывод сделан в заключении ведомства, а Минсельхозу в нем рекомендованно переработать проект. Об этом пишут Известия .

Минсельхоз разработал законопроект, увеличивающий в пять раз штрафы за использование сельхозугодий не по назначению. Сейчас штрафы за неиспользование сельхозугодий фиксированные и обычно составляют примерно от 0 до 0,3% от стоимости земли. В Минсельхозе уверены, что эта плата мизерная: для физических лиц она редко превышает 1 тыс. рублей, для должностных лиц — 10 тыс. рублей, а для юридических лиц — 50 тыс. рублей.

Новый закон предлагает отталкиваться от кадастровой стоимости земли и назначает штраф в размере 1–3% для физических лиц, 4–5% для юрлица и 3–4% для должностных лиц. В случае его принятия физлица заплатят не менее 5 тыс. руб., должностные лица - не менее 20 тыс. руб., а компании не менее 200 тыс. руб. Например, фермер владеет 62 га земли, если он не будет использовать все эти 62 га, то его 1-процентный штраф составит 11 тыс. рублей. 

Кроме того, Минсельхоз предложил значительно увеличить ставку земельного налога для неиспользуемых земель сельхозназначения - с 0,3% до 1,5% от кадастровой стоимости.

И, наконец, ведомство Николая Федорова посчитало нужным отменить норматив по частоте проверок раз в три года, исключив земельный надзор из закона о защите предпринимателей 294-ФЗ, а также разрешить судебное изъятие неиспользуемых земель спустя год против прежних трех.

Претензии у представителей Минэкономразвития вызвало недостаточное обоснование повышения суммы штрафов и налогов. В пояснительной записке к законопроекту Минсельхоза не оказалось ни статистики по конкретным правонарушениям, ни по собственникам неиспользуемых земель, ни расчетов предполагаемых штрафов в разных регионах и их последствий для сельхозпроизводителей. Кроме того, предложив ускорить изъятие неиспользуемых земель, аграрное ведомство не уточнило, какими документами в этом случае оно должно быть подтверждено именно как неиспользование, а не как часть аграрного процесса. Некоторые культуры (например, подсолнечник и бахчевые) требуют сохранения земли под паром по несколько лет, отметил Минэк в отзыве на законопроект.

— Сокращение срока неиспользования земельного участка без учета таких факторов, как банкротство, блокирование счетов, состояние здоровья владельца участка, запрет либо ограничение на ввоз или поставки сельскохозяйственной техники и агрохимикатов, зависимость сельхозтоваропроизводителя от поставок импортного оборудования и посевных материалов, перепроизводство различных видов сельскохозяйственной продукции, длительные неблагоприятные природные факторы, является необоснованным ограничением для собственника земельного участка, — добавили в Минэке.

В то же время, предложенный размер штрафов может оказаться сопоставим со стоимостью посевной компании сельхозпроизводителя, что поставит ее под угрозу. На следующий год аграрию, не сумевшему в итоге засеять свои земли, как минимум предъявят новый штраф и повышенный налог, а максимум – участки вовсе изымут. Если смотреть в перспективу, то изменение способно будет повлечь увеличение площади необрабатываемых земель, и как следствие — отток сельского населения, коррупционные риски и сокращение инвестиций в сельское хозяйство, отметило Минэкономразвития в отзыве на законопроект.

В Ассоциации производителей и поставщиков продуктовых товаров "Руспродсоюз", в свою очередь, отметили, что есть вероятность, что мелкий и средний бизнес, для которого вводимые штрафные санкции являются неподъемными, просто лишится своих земель.

— Пару лет назад мне нужно было купить участок в Краснодарском крае. Объездил весь край, все в частной собственности, но мало где что-то выращивается. — рассказал "Известиям" гендиректор "Белой дачи" Антон Семенов. — А земля должна работать.

Поэтому, по мнению Семенова, идея сократить сроки неиспользования в целом правильная, но надо прописать детали — например, фермеры могли бы предоставлять ревизорам программу использования земли в качестве подтверждения того, что земля не просто пустует, а находится под паром.

Стоит отметить, что когда законопроект еще готовился, президент Владимир Путин поддержал в целом идею повышения ставки земельного налога для неиспользуемых земель сельхозназначения с 0,3% до 1,5% от кадастровой стоимости.

По информации "Известий", Минсельхоз сейчас планирует представить новую редакцию законопроекта, доработанную в соответствии с замечаниями Совета при президенте по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства.

Проблема неэффективного применения мер по пресечению нецелевого использования земли действительно есть, отмечают эксперты.

— Крупные землевладельцы могут  методично перебрасывать участки с одной своей компании на другую. Таким образом срок, отведенный на освоение земли, будет постоянно продлеваться. Потом, многие компании создают видимость использования земель, сдавая, например, участки на короткий срок фермерам. Стоит отметить, что фермеры в этом случае не заинтересованы в поддержании плодородия земли, поэтому такие участки очень быстро истощаются, — рассказал "Известиям" партнер юридической компании Goltsblat BLP Виталий Можаровский.

Но решить задачу только репрессивными мерами вряд ли удастся, считает исполнительный директор аналитического центра "СовЭкон" Андрей Сизов.

— У нас не та ситуация, что инвесторы в сельское хозяйство в очереди стоят. Наоборот — куча активов, мало инвестиций. А повышение штрафов и уменьшение сроков неиспользования только отпугнут желающих реально вкладываться в землю, — отметил эксперт. По его мнению, в ситуации, когда в стране масса заброшенных земель, использование отдельных участков не по назначению не должно являться приоритетной задачей для Минсельхоза.


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров