Минфин хочет уничтожить терминалы
03 апреля 2013, 09:39, ИА Амител
Эксперты и участники рынка сомневаются, что банки способны обеспечить такую же широту охвата услугами, как независимые платежные системы, и прогнозируют расцвет "серых" схем по "крышеванию" терминалов банками, а также подорожание услуг для населения.
Уточненный план мероприятий по мобилизации доходов бюджетной системы, о котором "Финмаркет" уже сообщал, ушел в аппарат правительства за подписью замминистра финансов Сергея Шаталова 19 марта.
В нем есть достаточно абстрактный по форме пункт о "совершенствовании порядка и условий применения контрольно-кассовой техники в платежных терминалах и банкоматах".
Как рассказал "Финмаркету" чиновник, знакомый с первоначальными предложениями Минфина на этот счет, речь шла о полном запрете на использование платежных терминалов, не включенных в банковскую систему, то есть не обеспечивающих прямое зачисление внесенных денежных средств на банковские счета.
В Минфине отказались отвечать на запрос "Финмаркета", обсуждается ли еще возможность запрета на работу терминалов, сказав, что никаких определенных решений пока не принято.
Владельцы терминалов видят в идее стремление переделить рынок в пользу банков, контроль над которыми на порядок выше, чем над независимыми платежными системами.
"Боюсь, для населения последствия будут печальными. Большой вопрос, смогут ли банки обеспечить такую же широту присутствия. Одно дело ставить терминалы в Москве или Петербурге, а другое дело - в Урюпинске или Кинешме. В любом случае, чем меньше конкуренции, тем хуже для клиентов", - говорит представитель рынка небанковских терминалов, просивший себя не называть.
Необходимость вступать во взаимодействие с банками осложнит жизнь системам терминалов и сделает их услуги дороже. Но небанковский терминальный рынок, конечно же, не умрет, уверены бизнесмены.
"Это приведет к развитию "серых" схем, которые уже используются. Банки займутся услугами крышевания небанковских терминалов, - говорит другой участник рынка. - Некоторые банки, не стесняясь, предлагают владельцам терминальных сетей формально поставить их на учет. При этом реально все останется по-прежнему, только никто не придет с проверкой. Де-факто мало что изменится, кроме накладных расходов, что опять ляжет на клиента".
В Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) уверены, что терминалы и так будут постепенно терять свои позиции по мере развития интернета и банковских услуг. Владельцы терминального бизнеса уже постепенно переориентируются в сторону развития электронных платежных систем. Скорее всего, после того, как окончательно заработает закон "О национальной платежной системе", процесс ухода терминалов с рынка моментальных платежей примет необратимый характер.
- Главная причина отказа граждан пользоваться услугами платежных терминалов - недоверие. Это следует из проведенного еще в 2011 году опроса ВЦИОМ. Об этом заявили 25% опрошенных (можно было указать несколько вариантов).
- На втором месте - отсутствие терминалов поблизости: 16%.
- Высокая комиссия возмущала лишь 11% опрошенных.
- По данным компании J'son & Partners Consulting, объем рынка электронных платежей в 2012 году в России составил 1,8 трлн руб., что на 24% больше показателя предыдущего года.
- Из них через платежные терминалы прошло 915 млрд руб. (рост по сравнению с 2011 годом - 7%).
- Если в 2011 году на терминалы приходилось 59% рынка электронных платежей, то в 2012 - 51%. В J&P полагают, что к 2017 году эта доля снизится до 30%.
- Объем рынка небанковских платежных терминалов рос еще медленнее - на 4,5% за год. Но на него пока приходится 83% всего оборота денег через терминалы (762 млрд руб.).
- При этом 80% рынка принадлежит всего трем крупнейшим терминальным сетям - Qiwi, CyberPlat и ElecsNet.
- В 2012 году в России работало 228 000 небанковских и 54 700 банковских платежных терминалов.
- Средняя комиссия на рынке небанковских платежных терминалов постоянно увеличивается с 2008 года и в 2012 составила 6,3%. По прогнозам J&P, к 2017 году она снизится до 6%.
- У банковских терминалов средний размер комиссии составлял в прошлом году 5,1% и через четыре года составит около 4,9%.
Роман Кенигсберг, заместитель директора департамента банковского аудита компании ФБК
"Я пока не верю, что запретят деятельность, которая уже подверглась госрегулированию. Речь идет всего лишь о проекте, и надо оценить его реализуемость.
Если запрет все-таки будет введен, то либо рынок небанковских платежных терминалов вымрет, либо, что более вероятно, он уйдет под банки. Это заставит их либо самим обрести банковскую лицензию, как некоторое время назад поступила платежная система Qiwi (в 2010 году был зарегистрирован Qiwi Bank - "Финмаркет"), либо формально уйти под какие-то банковские лицензии, по факту продолжая существовать самостоятельно.
Такой выбор уже был перед владельцами небанковских терминалов года четыре назад, когда терминалы обязали иметь кассовое устройство либо банковскую лицензию. Многие терминалы ушли под банки: формально или фактически.
Есть исследования независимых консультантов, которые показывают, что в 2012 году объем рынка расчетов через терминалы достиг почти 1 трлн руб. (еще почти столько же составили дистанционные платежи через интернет, мобильные телефоны и т.д. - "Финмаркет"). Свыше 80% этих платежей приходится на небанковские терминалы.
Платежи, которые осуществляются через банковские терминалы, находятся под надзором Банка России. Контролировать платежи, осуществляемые через небанковские терминалы, государству сложнее.
Терминальный рынок, с моей точки зрения, достиг своего пика. Дальше на нем будет обострение конкуренции, возможно снижение комиссий. Предлагаемые Минфином изменения ускорят переток бизнеса в банковские платежные терминалы и банкоматы.
Темпы прироста объемов платежей через банковские терминалы уже превышают рост бизнеса небанковских терминальных систем. Если запрет введен не будет, то небанковские платежные системы продолжат рост, но это будет, скорее, инерционный рост. Такого роста, как было три-четыре года назад, наверное, уже не будет".
Виктор Достов, председатель совета ассоциации "Электронные деньги"
"Запрет Минфина приведет к тому, что внебанковские терминалы просто исчезнуть. Я знаю только о планах Минфина обязать всех иметь кассовые аппараты, которые бы сбрасывали в режиме онлайн всю информацию о платежах ("Финмаркет" писал об этом). Это касается и платежных терминалов. Ведь сейчас контрольно-кассовая техника в терминалах формально такая же, как и в остальных кассовых аппаратах.
От установки контрольно-кассовых машин (ККМ) освобождены лишь банковские платежные терминалы. Но вокруг установки ККМ на них постоянно идет борьба: или мы банкам полностью доверяем, тогда им не надо ККМ, или их надо ставить везде, где совершаются финансово значимые операции, в том числе и в операционных кассах банков.
Считается, что деятельность сетей небанковских платежных терминалов менее контролируется, чем банков. По этой логике давайте магазины, которые могут уходить от налогов, включим в банковскую систему. Нужно говорить о целевой эффективности контроля, а не об институциональной".
Евгений Царев, независимый эксперт рынка электронных платежей
"По нашему законодательству платежные терминалы являются банковскими платежными агентами. Это могут быть индивидуальные предприниматели или любое юридическое лицо без банковской лицензии. Они выступают в роли посредников между банками и населением. Теоретически, законодательство допускает, чтобы такими же независимыми могут быть владельцы банкоматов. Но этой возможностью у нас никто не пользуется.
Предложение Минфина звучит страшно. Но скорее всего они будут добиваться, чтобы все терминалы принадлежали платежным системам, которых у нас более двух десятков.
Тем более, популярность платежных терминалов падает. Растет возможность других способов оплаты: через интернет, через мобильный телефон. Терминал, который берет комиссию, становится не нужным.
Владельцы терминалов начинают менять бизнес-модели, все чаще используя терминалы для оплаты услуг в компаниях, которые не хотят иметь собственную кассу: например, фитнес-центры, центры техосмотра. То есть терминалы из инструментов широкого профиля становятся специализированными.
До принятия в 2009 году закона "О принятии платежей физических лиц платежными агентами" рынок был стихийным. Наступление на них началось с того, что их обязали иметь договор с банками. Затем их обязали иметь ККМ. Самый мощные изменения в их жизнь внес закон "О национальной платежной системе".
Борис Ким, член совета директоров Группы QIWI
"Старые редакции предложений комментировать, наверное, не имеет смысла, а вот новая редакция скорее всего связана с другим законопроектом, подготовленном Минфином.
Мы поддерживаем этот законопроект, и еще во время принятия закона 103-ФЗ ("О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами") выступали за фискализацию не терминалов (конечных устройств), а процессинга платежной системы. В этом случае можно организовать online передачу данных в ФНС. Такой подход позволит повысить прозрачность операций с наличными для контролирующих органов, с одной стороны, а с другой - снизить расходы предпринимателей на установку, обслуживание и регистрацию ККТ".
Комментарии 0