На прошедшем накануне "круглом столе" "О практике использования и движения земельсельскохозяйственного назначения в Алтайском крае" были выработаны рекомендации по использованию земельных долей и повышению их плодородия.

23 апреля 2002, 18:20, ИА Амител

Снижение роли государства и местных органов самоуправления при распоряжении землями сельскохозяйственного назначения, находящимися в собственности граждан и юридических лиц, ведет к потере контроля за рациональным использованием земельных ресурсов и формированием землепользования. Последствия этого хорошо известны - бессистемное использование земель, появление недостатка землевладения и землепользования (чересполосица, вкрапление, дальноземелье и т.д.), дальнейшее развитие эрозии, образование сельскохозяйственных предприятий неоптимальных размеров с отсутствующей инфраструктурой, несбалансированной экономикой, заранее обреченных на разорение. В связи с этим ослаблено внимание к вопросам рационального использования земель и повышению их плодородия. Наблюдаются отступления от почвозащитной технологии, практически повсеместно нарушены системы севооборота, сокращено проведение мелиоративных работ, коренное и поверхностное улучшение кормовых угодий, резко сократились объемы внесения органических и минеральных удобрений, что ведет к дальнейшей деградации земельных угодий, снижению их плодородия.

Присутствовавшие на обсуждении отметили, что земля, как средство производства в сельском хозяйстве, должна эффективно использоваться и движение земель сельскохозяйственного назначения должно быть направлено в сторону эффективного товаропроизводителя. Но в крае складывается ситуация, когда основные владельцы земельных долей не предполагают получать доход от работы на земле, они хотят получать доход от перераспределения результатов труда тех, кто непосредственно сеет, пашет, убирает урожай.

Но предлагаемый Правительством РФ проект закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не решает эту проблему и не предлагает рациональных путей для ее разрешения.

С целью выработки общего подхода совершенствования земельных отношений участники круглого стола выработали ряд рекомендаций. В частности речь идет о том, чтобы внести предложения по включению в федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" положений, регламентирующих обмен земельных долей без выделения их на местности и выкупа земельных долей коллективными хозяйствами, арендующих эти земельные доли (использующими на основании договора доверительного управления).

Также требуется конкретизировать вопросы землеустройства при выделении земельных участков в счет земельных долей, при образовании новых земельных участков путем раздела или объединения; обеспечить внесение в учредительные документы сведений о правовом положении земель (передача в уставный (складочный) капитал, аренда, доверительное управление).

Среди других рекомендаций - провести выявление земельных долей, собственники которых не известны, и приступить к процедуре передачи их в муниципальную собственность соответствии с законодательством; обеспечить нормативно - методическое содействие процессу договорного оформления между пользователями земельных долей и их собственниками; разработать рекомендации по определению базовых размеров арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности и предоставленные государственным и муниципальным предприятиям сейчас в постоянное пользование, для переоформления их в аренду в соответствие с Федеральным законом "О введение в действие Земельной кодекса РФ"; при установлении размера арендной платы за земли фонда перераспределения не допускать случаев, когда хозяйствующие субъекты отказываются от аренды из-за непомерно высокой арендной платы. Считать целесообразным срок аренды не менее трех ротаций севооборота, а сумму арендной платы в пределах двух ставок единого сельскохозяйственного налога.

В вопросах правового регулирования земельных отношений Краевому Совету народных депутатов предложено выйти с законодательной инициативой о внесении в Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" поправок, устанавливающих квалификационные требования к гражданину, желающему получить землю для производства сельскохозяйственной продукции; рекомендовать главам местного самоуправления районов (городов) края включить в штатное расписание специалистов по земельным вопросам; разработать концепцию реформирования земельных отношений в АПК на основе нового Земельного кодекса Российской Федерации и федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (после его принятия); разработать методические указания по движению земельных долей, находящихся в коллективной собственности, местонахождение выделяемых земельных долей в натуре (на местности) определяется по согласованию с остальными участниками общей собственности на сельскохозяйственные угодья (общим собранием трудового коллектива).

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров