О бунте "бессмысленном и беспощадном" вспоминает Иван Охлобыстин в "Соловье-разбойнике"

26 ноября 2012, 11:26, ИА Амител

Недавно вышедший в прокат фильм "Соловей-разбойник" обманул ожидания зрителей. По крайне мере, ожидания редактора afisha.amic.ru Елены Лепезиной, которая на днях побывала на премьере картины. Причем, "обман" оказался со знаком "+".

Честно говоря, не думала, что приятно проведу время за просмотром новой комедии российского кинематографа - "Соловей-разбойник". Особенно, после заявлений 23-летнего режиссера Егора Баранова о том, что стиль фильма будет близок к фильмам Тарантино и Гая Ричи. Думалось: по итогам чрезмерных потугов выйдет очередная лабуда, с пошлейшими и плоскими шуточками, придурковатыми гримасами и с трудом прослеживающейся логикой повествования. Интерес к фильму вызывал только один-единственный персонаж, он же автор сценария, он же главный герой — Иван Охлобыстин.

Признаюсь: впечатлением от фильма оказалась приятно разочарована.

"Соловей-разбойник", как и обещали Иван Охлобыстин и Егор Баранов - "фильм-комикс" с былинно-фантастическим сюжетом, щедро разбавленный комиксными вставками, наполненный диалогами-афоризмами и гротескными, весьма узнаваемыми образами. Черный юмор с кровавым оттенком в фильме тоже щедро представлен.  

"Чаще всего в жизни случается именно то, чего не может быть", - звучит предопределяющая фраза в начале фильма.

Согласно сюжету фильма, версий появления в Подмосковье Соловья-разбойника — несколько. Но по "средне-статистической" бухгалтер по прозвищу Дебет (Евгений Стычкин)и заместитель директора одной из фирм Севастьян Григорьевич Соловьев (Иван Охлобыстин) узнают, что их руководитель растратил деньги фирмы и намерен списать недостачу на них. Более того, он уже заказал их убийство кузнецу Молоту (Сергей Бадюк), потерявшему работу. Товарищи перекупают "киллера" за 10 долларов и являются к директору с разборками. Но того на их глазах убивает оперная прима (Оксана Фандера). Так сформировалась колоритная банда Соловья: гламурный бухгалтер, кузнец с кувалдой и оперная прима. Кредо банды новоявленный разбойник обозначил так: "мы будем грабить и убивать предателей, воров, богачей".

Днем и ночью Соловей-разбойник в белом плаще (так и хочется добавить: с кровавым подбоем) разъезжает по Подмосковью на трехколесном мотоцикле, занимается разбоем, параллельно репетируя в сельском Доме Культуры в спектакле ко Дню колхозника и иногда обращаясь к настоятельнице монастыря за духовной поддержкой. "Его действия абсолютно лишены логики и последовательности", - объясняет генерал МВД тщетность попыток арестовать разбойника. Между тем тот становится всеобщим любимцем: местные жители слагают о нем легенды, подростки бросают курить, надеясь вступить в его банду, полицейские — берут у разбойника автографы.

Согласно жанру комикса, в образах героев нет особой глубины, все максимально на поверхности: неуязвимый Соловей, страшный и огромный, но добрый и хозяйственный кузнец, бухгалтер, который рвется к спокойной жизни за границей, и чрезвычайно интеллигентная оперная певица.

Суть фильма - в острых и саркастических диалогах героев, фразы из которых, наверняка, станут крылатыми. Смеясь над шутками, зритель в то же время понимает и авторскую мысль о ненормальности существующей реальности. Через смех, где-то в закутках сознания возникает горький вопрос: а что у нас-то за спиной - "казино или деревня"? Что лучше — смирение или бунт "бессмысленный и беспощадный"?

Кстати, ответа на этот вопрос в фильме нет, хотя фраза о бунте звучит не однократно. Звучит в разных контекстах — от напоминания, предупреждения, до как будто, сожаления. Бунт главного героя тоже кажется бессмысленным: он наказывает "предателей и бандитов", но в то же время не стремится изменить окружающую реальность. Кажется, он лихачит вовсю просто потому, что ему это приносит удовольствие и уже не может остановиться.

Ситуация меняется после того, как "там" решили, что вместо села Клюево будет казино, а сельчане должны покинуть свои жилища. "Здесь граблю только я!" - заявляет герой. И тогда за него берутся всерьез: для поимки разбойника присылают лучшего агента Н7 (Игорь Жижикин) и дают в помощь воинские части со всевозможным оружием и "поддержкой с воздуха".

Финальная битва особо привлечет внимание зрителя: весьма остроумна идея, с помощью которой разбойники практически обезоружили войско. Да и сам бой четверых со-товарищей против трехсот солдат с саперными лопатками - гротескно- впечатляющ.

Не оставит равнодушным и саундтрек к "Соловью-разбойнику". Очень грамотно подобрано музыкальное сопровождение сюжетов, приятен дуэт Охлобыстин — Фандера, под который совершают разбой остальные члены "банды"; песня Гребенщикова идеально вплетается в финальный бой. И все вместе, пробиваясь через стеб, добавляют фильму какой-то лирический контекст.

В общем и целом, на мой взгляд, поклонники творчества Охлобыстина фильмом "Соловей-разбойник" останутся довольны. Понравится фильм и большей части аудитории, уже привыкшей к сатирически-саркастическому изображению реальности. Тем же, кто категорически не приемлет черно-красные шоу Тарантино или предпочитает высокохудожественые драматические произведения, наверное, лучше не тратить время и деньги. Хотя...

Несколько цитат Ивана Охлобыстина о фильме "Соловей-разбойник": "Наш фильм – это своеобразное переосмысление легенды о лихом разбойнике, которых, почему-то, так любит русский народ. Разбойникам прощается насилие, отсутствие видимых мотивов преступлений, отвратительный внешний вид и все остальное. А все потому, что "разбойник" в понимании русского человека – это не "бандит", это человек идеи. Он презирает деньги, власть, авторитеты, он ищет "воли". И рано или поздно, каким бы "плохим" он ни был, разбойник становится на защиту интересов русского народа. О нем слагают легенды, песни и называют его именем сыновей...".

"...получилась удивительная история о героях, которые достигая определенного развития и раскрытия своей личности, готовы полностью отдаться на служение своему народу. Так случается со всеми и совершенно не важно кто ты – герой, бандит или разбойник! Лучше всего сюжет раскрывается в облегченном виде, а именно в жанре комедия. В самом фильме есть и многочисленные битвы и сражения, но из-за комедийной составляющей, кино смотрится без особого неприятного осадка,..".

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров