Особое обучение: детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо ходить в детсад и школу
23 января 2014, 07:46, ИА Амител
Большинство семей, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, не любят говорить о том, что их сыновья и дочери немного не такие, как их сверстники. "Мы такие, как все. Ну, почти….", - так сказала в разговоре со мной одна из мам, добавив, что отличие состоит лишь в том, что таким деткам требуется чуть больше внимания. Как со стороны родителей, так и педагогов.
Не все родители детей с ограниченными возможностями здоровья могут самостоятельно заниматься с детьми и добиваться прогресса. Им очень требуется помощь специалистов и педагогов. Поэтому родители всеми силами стараются отдать свое чадо в детский сад. И, как показывает практика, надежды на резкий скачек в развитии ребенка не лишены шанса воплотиться в жизнь.
В то же время возникает и другая проблема. Приведу пример следующей ситуации, которая развивалась буквально на моих глазах. В одну из младших барнаульских групп в муниципальном дошкольном образовательном учреждении приняли мальчика, который на год был старше среднего возраста детей, посещающих ее. Несмотря на то, что мальчик был заметно крупнее и старше ребят, он не разговаривал. Совсем. Даже отдельными словами. Во время утренников и групповых мероприятий он не участвовал в массовых мероприятиях, а лишь бегал рядом.
Кроме того, нередко он вел себя агрессивно по отношению к другим деткам, пользуясь тем, что больше и выше их. Первое время родители молча терпели это. Затем стали общаться с воспитателем, высказывая просьбы передать свое недовольство родителям мальчика. В результате дело дошло до заведующей.
Но заведующая пояснила, что не может исключить ребенка, а в группе более старшего возраста ребенок "не прижился". Решение о переводе ребенка в специализированный детский сад может принимать лишь психолого-медико-педагогическая комиссия, родители ребенка отказывались идти на нее, мотивируя, что у мальчика нет никаких отклонений. Так ситуация и осталась неразрешенной, мальчик по-прежнему ходил в группу.
Сама по себе эта ситуация двоякая. С одной стороны, алтайские психологи отмечают, что дети с ограниченными возможностями здоровья могут и должны находиться и развиваться в обычном детском саду. Начинать совместное воспитание и обучение нужно в дошкольном возрасте. Вместе с тем, специалисты не рекомендуют включать в группы детского сада детей с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, а также детей со сложными (множественными) нарушениями. Такие дети в силу особенностей их психофизического развития не смогут участвовать во фронтальных, подгрупповых занятиях группы.
Как отмечается в методических рекомендациях по организации работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.
В настоящее время часто происходит так называемая стихийная интеграция детей с отклонениями в развитии, особенно в сельской местности. Дети с ограниченными возможностями здоровья пребывают в общеобразовательных учреждениях независимо от психоречевого развития, от структуры дефекта, от психофизических возможностей. Все дети с ограниченными возможностями здоровья имеют, помимо общих потребностей, свои специальные образовательные потребности. И эти потребности должны быть удовлетворены специальными образовательными условиями.
Отбор детей с ограниченными возможностями здоровья во все типы и виды образовательных учреждений осуществляет психолого-медико-педагогическая комиссия. Родители могут самостоятельно обратиться на прием в ПМПК или направить их могут из медицинского или образовательного учреждения. Комиссия дает заключение о состоянии психофизического развития ребенка и рекомендации о дальнейших формах обучения.
Здесь стоит особо отметить, что для ребенка с ограниченными возможностями здоровья непрерывный процесс обучения имеет большое значение. На днях в редакцию ИА Амител обратилась бабушка ребенка с ограниченными возможностями (один из диагнозов – синдром Дауна). В настоящее время ее внук, которому летом исполнится 7 лет, посещает специализированное детское дошкольное учреждение. Мама воспитывает ребенка и его старшего брата одна, поэтому финансовые возможности у данной семьи ограниченные. Дополнительно водить его на платные развивающие занятия для них очень накладно.
За время посещения детсада у ребенка наметился значительный прогресс. Он уже начал говорить слова и несложные предложения, стал немного спокойнее и выполняет многие задания. Но бабушка и мама узнали, что в специализированную школу ребенок сможет пойти лишь с 8 лет после того, как пройдет психолого-медико-педагогическую комиссию, а детсад они заканчивают уже в этом году.
В результате мама и бабушка ребенка стали опасаться, что у него может произойти "провал" в развитии, так как с такими детьми необходимо постоянно заниматься специалистам. Им необходимо особое и постоянное внимание. Чтобы разобраться в этой ситуации, редакция ИА Амител обратилась в городской комитет по образованию.
"Вопрос о выборе образовательного маршрута ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его инклюзии в образовательную среду, должен решаться психолого-медико-педагогическими комиссиями исходя, прежде всего, из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей", - пояснила председатель комитета по образованию Наталья Полосина.
Как подчеркивают в комитете, образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования. В настоящее время в Барнауле для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города функционирует 103 группы компенсирующей направленности (для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития). Данные группы посещают 1 тыс. 375 детей. С введением в эксплуатацию МАДОУ "Детский сад №265" дополнительно будет открыто еще 3 группы компенсирующей направленности.
Кроме того, на территории города имеется положительный опыт организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования. В городском детском оздоровительно-образовательном (профильном) центре "Потенциал" с 2011 года существует практика организации образовательной деятельности и психологической помощи детям с психоневрологическими заболеваниями, в том числе СДВГ, ЗПР, ДЦП легкой степени в группах школы раннего развития "Умка", в которых детям оказывается психологическая, педагогическая, логопедическая помощь, организуется занятия с элементами ЛФК.
В краевом реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями "Журавлики" функционирует лекотека, которая также является одной из форм предоставления дошкольного образования, психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в режиме кратковременного пребывания.
Для детей школьного возраста функционируют 8 краевых государственных бюджетных специальных (коррекционных) образовательных учреждений (школы-интернаты). В данные учреждения принимаются дети в возрасте 7 - 9 лет по направлению Главного управления образования и молодежной политики на основании заключения центральной медико-психолого-педагогической комиссии.
Кроме того, в 10 общеобразовательных учреждениях города открыты 65 классов для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным общеобразовательным программам (с 1 по 9 класс). Обучением по адаптированным общеобразовательным программам в общеобразовательных учреждениях охвачено 764 ребенка.
С 2011 года в рамках государственной программы "Доступная среда" на территории города реализуются мероприятия по оснащению общеобразовательных учреждений специальным оборудованием и приспособлениями для беспрепятственного доступа и обучения детей-инвалидов, в том числе с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
Мероприятия по формированию необходимых условий (безбарьерной среды) проведены в 13 школах (из 83), обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития (инклюзивное образование). В данных образовательных учреждениях были проведены следующие работы: сделаны пандусы, расширены входные двери, сделаны туалет и душевая комната для детей-инвалидов. Подготовлены помещения для занятий лечебной физкультурой и психологической разгрузкой, приобретены устройства для подъема по лестницам. В эти школы было поставлено оборудование для оснащения кабинета ЛФК, специализированное оборудование для занятий с детьми-инвалидами.
2011год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|
Действующие |
Созданы условия архитектурной доступности |
Планируется |
|||
МБОУ "Лицей №3" |
МБОУ "СОШ №60" |
МБОУ "СОШ №37" |
МБОУ"СОШ №120" |
МБОУ "СОШ №10" |
|
МБОУ "СОШ №51" |
МБОУ "СОШ №84" |
МБОУ "СОШ №118" |
МБОУ "СОШ №49" |
МБОУ "СОШ №111" |
|
МБОУ "Гимназия №40" |
МБОУ "СОШ №106" |
МБОУ "СОШ №75" |
МБОУ "СОШ №62" |
МБОУ "СОШ №91" |
|
МБОУ "Лицей "Сигма" |
МБОУ "СОШ №76" |
МБОУ "СОШ №31" |
МБОУ "СОШ №54" |
МБОУ "Гимназия №74" |
|
МБОУ "Лицей №122" |
|
|
|
МБОУ "Лицей №121" |
|
|
|
|
|
||
Содержание общего образования и условия организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Для учащихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по общеобразовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях.
С 1 сентября 2010 года в Алтайском краевом педагогическом лицее на базе краевого центра дистанционного образования детей-инвалидов организовано обучение детей-инвалидов, с сохранным интеллектом, не имеющих медицинских противопоказаний для работы с компьютером, постоянно обучающихся индивидуально на дому по образовательным программам начального, основного, среднего общего образования.
По данным, представленным Главным управлением образования и молодежной политики, в 2013 году количество обучающихся в данном центре составило 222 ребенка (в целом по Алтайскому краю). Это более 70% от общего числа детей-инвалидов, обучающихся постоянно на дому по общеобразовательным программам и не имеющих противопоказаний для работы за компьютером.
"Несомненно, проведенная работа позволяет реализовать право детей инвалидов на получение качественного образования. Вместе с тем, развитие инклюзивных форм обучения инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья будет продолжено, так как реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации данной деятельности (включая наличие соответствующей материальной базы, специальных образовательных программ, подготовку педагогических коллективов, проведение разъяснительной работы с обучающимися и их родителями) должно осуществляться постепенно. Иначе подобная мера не только не позволит обеспечить полноценную инклюзию обучающихся детей-инвалидов, но и негативно скажется на качестве работы образовательных учреждений с другими обучающимися", - подчеркнула председатель комитета по образованию Наталья Полосина.
Дошкольные образовательные учреждения, получившие финансовую поддержку в рамках краевого конкурса на реализацию программ инклюзивного образования детей дошкольного возраста, создают условия для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В текущем году общий объем средств на реализацию мероприятий программ победителей составил 500 тыс. рублей.
Отметим, в регионе разработан проект Концепции развития образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае на 2014–2017 годы, обозначили проблемы подготовки и повышения квалификации педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Он проходит общественное обсуждение.
Кроме того, в крае специалисты обсуждают федеральные государственные образовательные стандарты для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС). В настоящее время эти стандарты разрабатываются ведущими специалистами страны в области коррекционной педагогики.
Комментарии 0