Преподаватели алтайских вузов поддержали отказ от Болонской системы

Вместе с тем наличие двухуровневой системы обучения в высших учебных заведениях — не главная проблема российского образования, считают они

19 апреля 2023, 17:49, ИА Амител

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Алтайские преподаватели поддержали отказ от Болонской системы в отечественном образовании. Как сообщает "Атмосфера", вместе с тем педагоги считают, что в российской образовательной системе есть и более насущные проблемы.

Так, профессор кафедры философии и политологии АлтГУ Ярослава Шашкова заявила, что у Болонской системы есть как достоинства, так и недостатки.

"Когда мы переходили на неё со специалитета, возникли проблемы, так как 5-го курса не хватает, вначале снизилось качество студенческих работ. И мы понимали, что бакалаврам не хватало зрелости, исследовательской и возрастной", – подчеркнула она.

По мнению Шашковой, бакалавриат не даёт возможности полноценно сформировать навыки у студентов. В магистратуре человек может сменить специальность, но в России она не получила того воплощения, как в западных странах.

"Болонская система полезна больше для студенчества, чем для преподавателей, потому что это стабильность для наших студентов и интерес к нашей стране для иностранных студентов", – добавила она, отметив, что вопрос сейчас в том, какие формы примет специалитет. 

Доцент кафедры конституционного и международного права АлтГУ, депутат АКЗС Александр Молотов считает, что Болонская система и юридическая профессия оказались несовместимы. Четырёх лет не хватает, для того чтобы преподать студентам весь необходимый материал.

"Мы попытались в четыре года втиснуть материал, который преподавали за пять лет. Ушли некоторые предметы, к примеру, такой важный, как логика. Изучение формальной логики, как показала практика, необходимо в будущей профессии. Попытка “впихнуть невпихуемое” привела к серьёзным проблемам. В итоге ряд работодателей, суды, прокуратура, начали требовать наличие степени магистра для устройства на работу", – заявил Молотов.

Он добавил, что ещё одна проблема двухуровневой системы – возможность сменить специальность через магистратуру. В результате в "юристы пошли все – филологи, историки, политологи". Это также сказалось на качестве образования, считает Молотов. Теперь, когда Россия оказалась отрезана от Болонского процесса, смысл в двухуровневой системе в текущем виде пропал.

Доцент института архитектуры и дизайна АлтГТУ Лика Добровольская отметила, что до введения системы архитекторов и дизайнеров готовили в течение пяти лет – это был достаточный срок, чтобы подготовить их к творчеству и проектированию.

"А сейчас при бакалавриате и магистратуре всё сильно сократилось, и дети не успевают получить полноценные навыки и знания. Бакалавриат – это высшее, но не законченное образование. А магистратура в основном научная, там практики мало. Поэтому все мои коллеги только за возвращение специалитета", – отметила она.

Директор юридического института АлтГУ, депутат АКЗС Антон Васильев отметил, что Болонский процесс был добровольным и цель вступления в него – создать единое образовательное пространство, возможности для обучения за рубежом. 

"Мы в своё время, в 2007-2008 годах, сразу выступили против таких изменений. Юрист не может делиться на какие-то степени, юристов и полуюристов. Но в итоге решение было принято, и мы достаточно гибко адаптировались. Вскоре возникли новые проблемы – работодатели были не готовы принимать бакалавров на работу", – отметил Васильев.

Вместе с тем сама идея свободного образовательного пространства работает не везде. Поскольку юристы действуют в рамках национальных правовых систем, для России Болонская система не эффективна. Решить вопрос с взаимным признанием образования можно и другими способами – заключением соответствующих международных договоров.

Васильев подчеркнул, что сейчас главное – это не двухуровневая система, а две проблемы. Первая – постоянное реформирование образования, а вторая – качество преподавания. 

"На мой взгляд, статусом педагога и в школе, и в вузе власть не занимается. Это вопрос престижа профессии, материального обеспечения, социальных гарантий. Мы ведь чувствуем, что профессия педагога сейчас где-то на задворках. А если педагоги не в центре образовательной системы, то ничего не выйдет с результатом", – отметил депутат. 

Комментарии 5

Avatar Picture
Гость

18:19:35 19-04-2023

Проблема в том, что у власти уже много лет "эффективные менеджеры". Это люди, которые в детстве не мечтали стать космонавтами, биологами, инженерами. Это люди 90-х у которых во главе всего бабки, они оканчивали юридический и экономические факультеты, потому что "в банке много платят". Никаких благородных целей на развитие науки или образования у них никогда не было. Сейчас эти люди требуют от вузов прибыль. В конкретных деньгах. По их мнению вуз должен зарабатывать бабки, а иначе непонятно зачем он нужен. Поэтому преподаватели вузов, по их мнению, должны после занятий проводить платные курсы ДПО, оформлять научные гранты (хотя для этого в РФ есть научные институты), ходить по предприятиям, рекламировать себя и заключать хоздоговора, зарабатывать на не образовательных услугах (полный бред) и т.п. Плюс им зарплату дать 24 000 (ставка доцента) и нагрузку 900 часов в год ( в два раза больше, чем в СССР). И постоянно запугивать увольнением - заключать контракт с ними на 1-2 года. Магистратуру отменят? Значит нагрузка уменьшится и вообще уволят.

  5 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

19:35:39 19-04-2023

1. Высшее образование не может быть всеобщим.
На сегодняшний день держателей дипломов КУЧА, а толку НОЛЬ.
2. Пока на первом месте военные и полицейские - педагоги будут на задворках.
3. А зачем надо было это уродливое Болонское творение впихивать в наши реалии? Ни система образования, ни люди, ни экономика, ни промышленность не были готовы к таким реформам. А ведь сколько было коленопреклоненных перед этой системой и они до сих пор работают в вузах.
4. Система образования должна начинаться с семьи. С семьями у нас все в порядке? Нельзя реформы проводить только в высшей школе - это даже ежу понятно.

  4 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

08:23:00 20-04-2023

Гость (19:35:39 19-04-2023) 1. Высшее образование не может быть всеобщим.
На сегодняшний...
Болонская система нужна была для признания наших дипломов за рубежом. Фактически для вывоза "мозгов" в недружественные страны. Но уважаемые партнеры и здесь провели за нос, все равно требовали подтверждения диплома в стране, где "мозг" собирался трудиться.

  2 Нравится Ответить

Avatar Picture
Эксперт

12:35:01 21-04-2023

Как-то в других странах готовят по Болонской системе юристов и других специалистов. И ничего. Может, не в Болонской системе дело? В первом комменте сказано, что от вузов требуют прибыль - это тоже по Болонской системе или как? Система высшего оразования в целом вся наперекосяк по целому ряду причин. И коммерциализация высшего образования - не последняя из этих причин. Может, юристы и экономисты никакие не из-за Болонской системы, а из-за того, дитё с деревянными мозгами, но за деньги поступило и за деньги выучилось?

  1 Нравится Ответить

Avatar Picture
эксперт

15:24:11 21-04-2023

В куче вузов именно ради привлечения платников открыли те специальности, за которые народ готов платить. В РАНХиГС специальность «Судебная и прокурорская деятельность» завершается присвоением квалификации «Юрист». В АлтГТУ (политех) специальность "Право и организация социального обеспечения" - присваивается квалификация "юрист". Алтайский промышленно-экономический колледж - «Право и организация социального обеспечения», в дипломе будет "юрист". Алтайский бизнес-колледж, профиль "Право и организация социального обеспечения" и "Право и судебное администрирование", квалификация "Юрист". Вузы, по факту, магазины. Они продают образование как колбасу. Вот в чем проблема. Для начала, высшее образование должно быть полностью бесплатным. Вот тогда будет отбор, по крайней мере, есть надежда. А при нынешней системе так или иначе поступают все. В том числе и те, кому высшее образование на фиг не нужно. И потом этот балласт тащит вниз всю систему в целом. Потому что и каждый препод в отдельности, и вся система в целом затачиваются "под последнего". Невозможно же отчислить 80 процентов первокурсников. Надо их тянуть. И тянут. В этом проблема. А Болонская система - если умный, четырех лет хватит, если дурак, тоже четырех лет вполне достаточно.

  1 Нравится Ответить

Лента новостей

Новости партнеров