Сибирская археология на пути высоких технологий
26 сентября 2013, 17:34, ИА Амител
В этой лаборатории ученые займутся разработкой методологической базы для исследования феноменов ранних форм культуры, уделяя основное внимание искусству каменного века. Они будут не только изучать исторические артефакты, но и моделировать различные объекты, и даже создавать виртуальные 3D-музеи.
С российской стороны в проекте участвуют: Новосибирский государственный университет, Институт археологии и этнографии СО РАН и Институт автоматики и электрометрии СО РАН. С французской — Центр национальной преистории (CNP), университеты Бордо-1 и Бордо-3, Университет Савойи и Университет г. Ренн.
Зачем науке о древности инновации?Несмотря на технический прогресс, методы, которыми пользуется российская археология, до сих пор в большинстве своем традиционные. Например, ученым всё еще приходится переносить рисунки со скал на бумагу или пленку от руки, тогда как специальный цифровой прибор способен делать микрофотосъемку, позволяющую рассмотреть изображение до мельчайших деталей. С помощью этой технологии можно увидеть микрорельефы и микроследы, которые "расскажут", как изготавливался и, вероятно, использовался тот или иной рисунок, и даже помогут его датировать.
Для того чтобы исследователи могли применять новые научные методы, необходимо дорогостоящее оборудование и специальное программное обеспечение. В Институте автоматики и электрометрии СО РАН уже есть некоторые наработки в этой области. Сейчас он реализует совместный проект с музеем ИАЭТ СО РАН, осуществляя виртуальные реконструкции археологических объектов. Однако для решения научных проблем имеющегося программного обеспечения недостаточно.
Зарубежные партнеры НГУ могут похвастаться более продвинутой технологической платформой. "Во Франции этом направлении давно работают университеты Бордо-1, Бордо-3. На базе последнего действует специальная лаборатория "Археовизион", занимающаяся реализацией цифровых проектов в области археологии и культурной антропологии. Она имеет оборудование, с помощью которого можно создавать интерактивные изображения, и высокотехнологичное программное обеспечение. Эта компания работает со многими музеями Франции. Мы думаем, что соединение усилий археологов и современных технологических платформ может дать хороший результат для решения исследовательских задач", — рассказывает один из организаторов новой лаборатории, заместитель декана ГФ НГУ, профессор, доктор исторических наук Людмила Валентиновна Лбова.
У сибирской стороны другие преимущества. "У нас есть прекрасные образцы древнейшего мобильного искусства эпохи палеолита, — утверждает Людмила Валентиновна. — Хотелось бы, чтобы и мировая общественность смогла познакомиться с уникальными коллекциями России в полном объеме". Например, недавно в Эрмитаже ученые из ИАЭТ СО РАН обработали большую коллекцию резной кости и бивня из Мальты — сибирского памятника, раскопанного еще в 30-х годах XX века и изменившего представление о распространении палеолитического искусства. Его изучением занимались многие исследователи, но на сегодня эта коллекция предметов древнего искусства разобщена, находится в разных музеях в разных городах и не имеет даже каталога. "Когда лаборатория будет создана, первым шагом с нашей стороны станет подготовка и публикация мальтинского материала",— говорит Людмила Валентиновна.
Другое направление будущей совместной работы — изучение наскального искусства, которое представляет собой огромный пласт археологических памятников Сибири. Пока что у российских ученых существует проблема с датированием живописи каменного века. Например, долгое время считалось, что многие из наскальных рисунков принадлежат к этому периоду (в соответствии со стилистикой изображений). Но когда пришла на помощь макросъемка, выяснилось, что они выполнены с помощью металлического орудия, а значит, относятся к более поздним эпохам. "Археология сейчас проникает вглубь предмета, на уровень изучения микроформ, микрорельефов, — уверяет Людмила Валентиновна.— Без современных информационных технологий и цифрового оборудования это осуществить затруднительно".
Уже в августе состоялась первая совместная экспедиция французских исследователей и российских специалистов на плато Укок в рамках междисциплинарных исследований древних наскальных изображений.
Реформа РАН планам не помешаетИнициатива организовать совместную лабораторию исходила от французской стороны. Это направление сотрудничества с НГУ и ИАЭТ СО РАН началось ещё в 2007 году. На сегодняшний день идет работа по нескольким совместным грантам, которые поддерживаются Российским гуманитарным научным фондом и французским фондом "Дом Наук о Человеке", ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России 2009-2013гг.". "Так же, как и мы, наши зарубежные партнеры испытывают некоторые проблемы с финансированием. Придание сотрудничеству организационного статуса позволит направить их решение в позитивное русло. Имея международную лабораторию, проще получать поддержку от различных фондов. Кроме того, благодаря этому у нас будет официальное право запрашивать высокотехнологичное оборудование из программ развития НГУ", — говорит Людмила Валентиновна.
"Этот в некотором смысле виртуальный тип структуры позволяет создать особые финансовые возможности для реализации объединенных научно-исследовательских программ между французскими и иностранными лабораториями, — утверждает ведущий трасолог лаборатории РАСЕА в Университете Бордо-1 Хьюг Плиссон. — В рамках проекта с французской стороны ожидается укрепление сотрудничества с коллегами из НГУ и ИАЭТ СО РАН, а также работа над исследованиями, направленными на изучение феномена символического поведения, который возникает в верхнем палеолите и играет определяющую роль в освоении человеком Евразии. Если на территории от Атлантики до Урала в эпоху палеолита, по археологическим материалам, прослеживается единство символического пространства, то для ряда сибирских территорий вопрос принадлежности к нему остается открытым".
Лаборатория "Мультидисциплинарные исследования первобытного искусства Евразии" предусматривает обширную образовательную часть. Именно поэтому она будет находиться в НГУ. Есть и еще одна причина такого решения. По словам организаторов, создавать лабораторию на базе научных институтов в связи с грядущей реформой РАН было бы определенным риском, с учетом неясности ситуации. В то время как НГУ попал в число 15-ти самых перспективных вузов страны, и его проекты будут осуществляться в любом случае.
Этим летом в университете прошла встреча, где были обозначены намерения всех сторон. Ее результатом стало решение о подписании меморандума о сотрудничестве. Предположительно, он будет готов в ноябре. Параллельно с этим французские и российские археологи подали заявку на организацию лаборатории в Национальный центр научных исследований Франции (CNRS). Результаты станут известны к концу этого года. "Если CNRS даст поддержку, уже начиная с будущего года, мы сможем приступить к осуществлению серии новых интересных проектов", — предполагает Людмила Валентиновна.
Комментарии 0