Задолжали. Главврач, ректор и студенты об обязательной отработке для выпускников с бюджета

По новому законопроекту студенты медицинских вузов и колледжей после выпуска должны будут отработать три года в государственной больнице

13 октября 2025, 08:15, Антон Дегтярев

Молодые медики / Фото: amic.ru, Екатерина Смолихина
Молодые медики / Фото: amic.ru, Екатерина Смолихина

В октябре 2025 года Государственная Дума РФ в первом чтении приняла законопроект, в соответствии с которым отучившиеся за счет бюджета выпускники медицинских вузов и колледжей обязаны отработать три года в государственных медучреждениях. За отказ выполнить это обязательство предусмотрен солидный штраф. Нынешние студенты радуются, что нововведение их не коснется, а одиннадцатиклассники опасаются, что после диплома врача окажутся "в тьмутаракани". Впрочем, ректор АГМУ и главный врач БСМП № 2 уверены: должна восторжествовать справедливость. Подробности – в материале amic.ru.

"Должен возместить государству"

Новый закон – мера правильная, считает ректор Алтайского государственного медицинского университета Ирина Шереметьева. Ведь государство оплачивает бюджетнику учебу. И это недешево: теоретическая и практическая подготовка, все виды практик, стипендия, закрепление за студентами кураторов на первых курсах. А еще: предоставляет место в общежитии, дает возможности для занятий спортом, организует мероприятия культурно-творческой направленности. И все это студент должен возместить своей работой в государственном медучреждении.

«При подаче заявления на бюджетное место студент должен понимать, что своей работой (не менее трех-пяти лет) он должен возместить государству вложенные в него средства. Поэтому государство вправе предъявить выпускнику требования к отработке, и это будет справедливо», – указывает ректор.

Молодой медик / Фото: amic.ru

Она отмечает: трехлетняя отработка – вовсе не советская система распределения. Речь идет о целевой подготовке студентов, которая "более эффективна", уверена Ирина Шереметьева. Так, квота целевого приема по направлениям "Лечебное дело" и "Педиатрия" сейчас составляет 70–75%. В целевом обучении заинтересованы медучреждения региона и оно является "важной составляющей стратегического планирования кадровой политики".

При целевом наборе есть отдельный конкурс при поступлении в вуз, дополнительные меры поддержки во время учебы и гарантированное трудоустройство после получения специальности, перечисляет ректор. По ее словам, "целевики всегда в центре внимания администрации университета" и "АГМУ старается сберечь данный контингент обучающихся". Например, в университете студенты могут заключить договор на любом этапе обучения. И даже студенты-платники могут участвовать в губернаторской программе по компенсации расходов на оплату обучения, что также является одной из форм целевого обучения.

"Отказавшихся будет немного"

Считать обязательную отработку после вуза "принудиловкой" – неправильно. Такая мера будет очень полезна всем студентам, считает ректор.

«Вводимая новая система будет представлять не принудительную отработку, а плановое введение и адаптацию в специальность за счет работы под руководством высококвалифицированного наставника из практического здравоохранения в государственной или муниципальной медицинской организации, с которой у выпускника будет заключен целевой договор», – пояснила она.

АГМУ / Фото: amic.ru

Отработка поможет молодому специалисту избежать возможных ошибок, как можно раньше адаптироваться, освоить работу в медицинских информационных системах и даже снизит риски эмоционального выгорания.

«Прохождение данного этапа, похожего на рассредоточенную интернатуру, необходимо любому выпускнику вуза и оно будет постепенно распространяться, в том числе на обучающихся на платной основе. После трех лет такой подготовки специалист сможет справиться самостоятельно с любой клинической ситуацией», – отметила Шереметьева.

У медуниверситета нет опасений, что новый законопроект отпугнет абитуриентов. Спрос на медицинские специальности каждый год только растет, указывает Ирина Шереметьева. По итогам приемной кампании 2025 года в пятерку лидеров по количеству заявлений на бакалавриат, специалитет и базовое высшее образование попали "Клиническая медицина" и "Образование и педагогические науки". При выделенных 30,5 тысячи бюджетных мест на "Клинической медицине" заявление подали более 400 тысяч человек. Также на специальности "Лечебное дело" и "Педиатрия" было зачислено более 11,5 тысячи и около 5 тысячи абитуриентов соответственно – это 37% от общего количества "целевиков" 2025 года в России, напомнила ректор.

«Востребованность профессии высока. В целом за последние пять лет наблюдается рост числа студентов на программах медицинского и фармацевтического образования. От поступления в медицинские вузы скорее откажутся выпускники школ, не готовые к ограничению свободы передвижения и карьеры, их будет немного. Определять выбор абитуриентов будут престиж и высокая значимость профессии», – уверена Шереметьева.

Ирина Шереметьева / Фото: amic.ru, Екатерина Смолихина

"Придется начинать жизнь с нуля"

Студенты АГМУ к законопроекту относятся критически. Многие откровенно радуются, что их он не коснется, и сочувствуют тем, кто поступит в университет после 1 марта 2026 года. Студенты говорят, что внимательно изучали и обсуждали на парах проект закона и увидели "проблемные моменты".
Опасения вызывает то, что выпускников будут отправлять в поликлиники "без опыта", говорит студентка Кристина (имя изменено. – Прим. ред.). Она уверена, что наставничество в больницах и поликлиниках не будет так эффективно, как интернатура.

«В законопроекте существует якобы программа наставничества, но по опыту выпускников – мы никому не нужны. Раньше была интернатура, в которой каждый выпускник наблюдал за примером опытных специалистов. А по новому закону мы будем вынуждены наравне с опытными медиками работать в терапии, где диагнозы разные, а основной поток – бабушки и дедушки с несколькими хроническими заболеваниями, где нет возможности индивидуально подходить к лечению каждого пациента, так как существуют четкие клинические рекомендации, по которым мы обязаны лечить», – говорит девушка.

Она говорит, что ее сверстники опасаются оказаться в отдаленных населенных пунктах, где "нет ни хирургии, ни реанимации, ни лабораторий".

Медики / Фото: amic.ru

По мнению студентки АГМУ Марии (имя изменено. – Прим. ред.), в случае принятия законопроекта многие абитуриенты откажутся от поступления в медицинский вуз или колледж. Так как опасаются после учебы оказаться в отдаленном населенном пункте, ведь "мест в городе на всех точно не хватит". А в далекой деревне непонятно ни где жить, ни как обустраиваться.

«Ты приезжаешь, получаешь миллион по "Земскому доктору", но должен три года работать за небольшую зарплату в 30 тысяч рублей. Нет ни жилья, ни знакомых, надо будет начинать жизнь с нуля. На миллион в благоустроенном селе вряд ли можно купить дом, а за маленькую зарплату улучшать жилищные условия трудно. "Путинские" выплаты за работу на селе есть, но они не входят в отпускные или больничные. Получается, студенты потратят шесть лет, чтобы еще три года работать за копейки. Никаких социальных гарантий для молодых специалистов в законе не прописано», – отметила она.

Девушка добавила, что неясен момент с ординатурой: "можно ли будет поступить туда после окончания специалитета, и уже после отработать положенные три года. Или же окончивших специалитет отправят трудиться в поликлинику участковыми терапевтами и разрешат обучиться в ординатуре только после трехлетней отработки, когда многие уже вернуться в вуз не захотят или не смогут?"

При втором варианте количество узких специалистов может еще больше сократиться, считает студентка.

"Вопросы отпадут и страх уменьшится"

Опасения студентов и абитуриентов насчет нового закона напрасны, уверен главврач БСМП № 2 Александр Берестенников. 9 октября он встречался с одиннадцатиклассниками из химико-биологического класса школы № 126, и те задавали много вопросов по поводу этого проекта.

«Будущих абитуриентов тема очень волнует. В первую очередь, вопросы касаются "целевых" и отработки. Я пытался объяснить ребятам, почему это необходимо и не является чем-то плохим. Они могут использовать это время, чтобы получить компетенции и багаж знаний, хороший старт в профессии. Я работал в Алейске, у нас были "целевики", они приобретали навыки, сейчас работают в краевых больницах и за пределами региона. Из Алейска они ездили на обучение в Казань, Москву и Санкт-Петербург», – говорит Берестенников.

Медик / Фото: amic.ru

По его словам, нужно больше рассказывать потенциальным абитуриентам об успешных медиках, которые начинали карьеру в районах, о технологическом развитии местных больниц, в которых "появляется новое современное оборудование", а также о возможностях для развития, которые там есть. Сейчас главная проблема в том, что абитуриенты просто не знают, как будет работать закон, и Минздраву еще предстоит объяснить новые правила желающим пойти в медицину, подчеркнул главврач БСМП № 2. После этого "вопросы отпадут и страх уменьшится", уверен он.

«Информационный голод порождает всякие мысли, особенно страшные. Нужно объяснять, что целевое вовсе не означает, что ты поедешь куда-то за 500 километров. И сейчас все являются "целевиками" Минздрава, он решает, кто и куда пойдет, в зависимости от ситуации и потребности медучреждений. Не все уедут за пределы Барнаула, здесь тоже есть больницы с кадровым голодом. Но нужно и понимать, что медицина не заканчивается только Барнаулом, и если ты уехал, можно нормально развиваться на современном оборудовании, а не просто сидеть ровно», – подчеркнул специалист.

Берестенников отмечает: закон очень нужен, потому что многие выпускники сегодня сразу уходят в частную медицину, хотя их готовили "для государственной системы оказания помощи". Эта инициатива "поможет закрыть кадровый дефицит в районных больницах, пусть и не на 100%", считает главврач БСМП № 2. При этом специалист уверен, что законопроект еще будут дорабатывать и "все социальные гарантии для молодых в нем, включая жилье, должны быть учтены".

Что это за закон?

Согласно новой инициативе депутатов, выпускники-бюджетники с медицинским и фармацевтическим образованием и полученной первичной аккредитацией специалиста будут обязаны отработать три года в государственных медучреждениях.

При поступлении, в первый же год, студенты медучреждения обязуются заключить договор о целевом обучении в конкретной медорганизации. Здесь они и будут работать после получения диплома. За невыполнение требований закона придется заплатить компенсацию за обучение и штраф в двукратном размере платы за обучение.

Российская Госдума / Фото: amic.ru

Предполагается, что закон вступит в силу уже с 1 марта 2026 года. Новые правила не коснутся тех, кого приняли на обучение до этой даты и кто уже завершил обучение. Также нововведение не затронет студентов-платников.

Необходимость этого закона депутаты объяснили кадровым дефицитом в медицине. В пояснительной записке к законопроекту указано, что ежегодно порядка 35% выпускников вузов и 40% выпускников колледжей не идут работать в государственные больницы и поликлиники. По данным на 2023 год, в РФ был зафиксирован кадровый дефицит 29 тысяч врачей и 63 тысяч средних медработников.

Подробнее о новом законе можно прочитать здесь.

Комментарии 23

Avatar Picture
Гость

09:06:26 13-10-2025

Платная медицина - обман населения. Это то же государственная забота о человеческом капитале государства!

  -15 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

09:08:30 13-10-2025

Болеть станет ещё опаснее, несмотря на развитие медицины и технологий

  16 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

09:28:33 13-10-2025

"за счет работы под руководством высококвалифицированного наставника из практического здравоохранения" - т.е. этот наставник, не освобожденный от своей основной работы, тратит время на того, кто через 3 года свалит не только из этой больницы, но и вообще из региона. Не буду наставником за 3 тр.

"целевики", они приобретали навыки, сейчас работают в краевых больницах и за пределами региона. Из Алейска они ездили на обучение в Казань, Москву и Санкт-Петербург» - туда и уедут, заранее присмотрев место. Уж в Алейске точно не останутся.

  19 Нравится Ответить

Avatar Picture
гость

10:32:29 13-10-2025

прощайте, остатки медицины

  19 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

10:40:27 13-10-2025

заголосили корзиночки... а как вы хотели? да, это взрослая жизнь и надо очень постараться стать людьми и специалистами

  -19 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

10:54:38 13-10-2025

Почему только медиков коснется этот закон? Несправедливо. Не хватает работников культуры, педагогов в сёлах. Почему их обидели и не будут заставлять отрабатывать?

  31 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

12:00:04 13-10-2025

Голосую за этот закон! В советское время распределение было во всех вузах. Меня ( педагога) направили в школу в небольшое село. Никаких подъемных, никаких квартир. Жили с другой учительницей сначала на квартире у какой-то бабушки. Затем опять же на двоих нам дали однокомнатную квартиру без удобств. За водой с вёдрами к колонке. Туалет на улице, печку надо было топить и пр. Крысы в подполе бегали. Выжили. Учили. Воспринимали всё как должное, никто не требовал сразу отдельную квартиру с удобства и прочие блага, как сейчас. И личная жизнь сложилась в этом же селе. И да, жизнь изменилась, изменилось и сознание. Но как иначе изменить ситуацию? Ещё раз за распределение!!!

  -33 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

14:17:14 13-10-2025

Гость (12:00:04 13-10-2025) Голосую за этот закон! В советское время распределение было ... Сама не жила и другим не дам

  25 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

12:18:05 13-10-2025

к распределению нужно вернуться, тогда будет толк. В мед в большинстве своем идут что бы потом в платную медицину свалить, а не работать в поликлинике или больнице

  -25 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

12:46:24 13-10-2025

Медицины нет уже 1999 года. Невролог ни разу не установила правильный диагноз у меня. Ни 2000 году ни в 2010 ни в 2025. Бездари работают . За это не просто нужно увольнять, а расстреливать. Грыжу, инсульт, и второй инсульт не заметила. А сколько людей умерло?

  -3 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

14:18:05 13-10-2025

Гость (12:46:24 13-10-2025) Медицины нет уже 1999 года. Невролог ни разу не установила п... Все, кто рождался

  5 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

13:08:57 13-10-2025

а еще лучше москвичей отправлять в сибирь по распределению
а наших в крым))

  28 Нравится Ответить

Avatar Picture
Житель

13:25:08 13-10-2025

Почему нельзя по другому решать вопрос? Например, выдавать в муниципалитетах, где некомплект медицинских специалистов, жилищные сертификаты с обязательством отработать 5 лет? И почему нельзя ввести высокие доплаты за работу в сельской местности и повышенный районный коэффициент для отдаленных территорий? Мне кажется, никто не будет рваться уезжать на работу в столицу, если дома имеет возможность зарабатывать не меньше. Причем это необходимо вводить для всех специалистов, а не только для выпускников.

  31 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

14:51:02 13-10-2025

Житель (13:25:08 13-10-2025) Почему нельзя по другому решать вопрос? Например, выдавать в...
Да хорош уже ныть, сейчас врачи не селе очень хорошо получают. Просто не хочет молодежь в деревне жить, всем город подавай, хотя зачем - не понятно. глупые

  -14 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

15:43:43 13-10-2025

Гость (14:51:02 13-10-2025) Да хорош уже ныть, сейчас врачи не селе очень хорошо пол... А чего не понятного. Молодой специалист не хочет жить только работой, и жить перебежками между домом и работой, ОН ХОЧЕТ ПОЛНОЦЕННО ЖИТЬ а это совсем другое!!!!!!! и этого нельзя добиться там где в 99% нет условий.

  10 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

15:45:16 13-10-2025

Гость (14:51:02 13-10-2025) Да хорош уже ныть, сейчас врачи не селе очень хорошо пол... Поинтересуйся зарплатой врачей в Москве и сравни ее с зарплатой где-нибудь в Солонешном или в Углах. Люди не глупые, сейчас за почетную грамоту и звание передовика соцсоревнования никто работать не пойдет, не те времена.

  18 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

15:53:14 13-10-2025

Гость (15:45:16 13-10-2025) Поинтересуйся зарплатой врачей в Москве и сравни ее с зарпла... А кто тебя, без опыта, из Солонешного или Углов, в Москве ждет? Так же и будешь Джамшутам шины ставить и лейкопластырь клеить. Сами только медсестру/медбрата заменить в состоянии, а себя уже минимум за фельдшера выдаете...

  -18 Нравится Ответить

Avatar Picture
Елена

14:54:20 13-10-2025

Я считаю, кто не пошёл по профессии работать, пусть и возмещают расходы. Остальные, оставшиеся, и так работают, какая разница где, главное остались в профессии. Политика кнута редко приводила к положительным результатам.

  -15 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

15:15:22 13-10-2025

Гость (14:17:14 13-10-2025) Сама не жила и другим не дам... Прекрасно жила. И не зря жила, если первые мои ученики до сих пор поздравляют с днём учителя и другими праздниками.

  -16 Нравится Ответить

Avatar Picture
Татьяна

20:06:42 14-10-2025

Про то что "сразу после специалитета уходят в частные клиники" - враньё!!! Ни один коммерческий медицинский центр не возьмёт вчерашнего студента, там стаж нужен не менее 3-5 лет. Так что все выпускники работают в ГОСучреждениях. Ещё вопрос: на кой стране тысячи участковых?!?! если к детскому ортопеду или окулисту в регионах запись в очередь на несколько месяцев....А на узкого специалиста теперь учиться 11 лет вместо 8.?.....У кого сил и желания хватит ?.....занавес..... Дочь -врач, сын тоже планировал поступать с медицинский, теперь пересмотрим на нефтегаз, нефтехимию, атомную энергетику...

  9 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

23:44:08 14-10-2025

Гость (12:00:04 13-10-2025) Голосую за этот закон! В советское время распределение было ... Это было в СССР, где жить молодым специалистам? В каких условиях работать? На копейки будут выживать? Если ты "за" - поезжай и поработай
И сегодняшние студенты не были информированы при поступлении. Абсолютно непродуманный, несправедливый законопроект!

  7 Нравится Ответить

Avatar Picture
Настя

21:32:47 17-10-2025

Согласна по отработке тех, кто учился на бюджете. Действительно, они должны отработать, государство в них вложилось. Но какого черта должны отрабатывать те, за которых платили родители? Они что должны отработать, если государство ничего не потратило на них? Это полная чушь. Если я трачу последние деньги на обучение ребёнка, то точно не для того, чтобы потом из Москвы ребёнка куда-то послали в регионы непонятно что отрабатывать. Где объяснения? Может мне деньги будут возвращать за обучение, тогда ещё согласна. Иначе полный абсурд.

  -2 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

10:17:19 13-11-2025

Полагаю, что такая норма закона должна применятся только к целевикам они сразу при поступлении уже осознанно берут целевое направление и понимают, что потом будут отрабатывать его, они получают повышенные степендии и немаловажно у них при поступлении совершенно другой балл гораздо ниже общего конкурса т.е. по целевому поступить проще, если посмотреть то многие из целевиков в общем конкурсе не прошли бы вообще.
Если вы поступаете на чистый бюджет без целевого ваш балл должен быть высоким и почему ребенок который готовился к экзаменам все учил , сдал их на высокий балл благодаря своим знаниям должен идти на целевое? Он изначально выбрал другой путь, поступить на бюджет за счет своей подготовки, выбрать профессию о которой мечтал и идти работать туда куда хотел, а не туда куда его направят!
И да у каждого должен быть выбор, безусловно опыт работы нужен, но каждый вправе приобретать его сам и там где ему удобно. Почему выпускник мединститута проучившись 6 лет в институте, затем еще 3 года в ординатуре не может пойти работать туда куда он хочет, как например юрист или педагог и т.д. Вопрос кадров можно решить только повышением заработной платы и предоставлением соц гарантий.

  0 Нравится Ответить

Лента новостей

Новости партнеров